ПРАВДА
30 сентября 1988 года

"Энергия" перед стартом

В Советском Союзе ведутся работы по подготовке к запуску универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия". В состав этой системы входят новая мощная ракета-носитель "Энергия", первый пуск которой успешно осуществлен 15 мая 1987 года, и орбитальный корабль многоразового использования.

Целями планируемого запуска являются комплексные летные испытания конструкции и бортовых систем корабля без экипажа на борту при выведении на орбиту, в космическом полете и возвращении на Землю в автоматическом режиме, а также дальнейшая отработка ракеты-носителя и наземных средств управления полетом.

На космодроме Байконур в соответствии с графиком подготовительных работ ведутся проверки наземной автоматизированной системы управления подготовкой и пуском, оборудования и бортовых систем ракеты-носителя "Энергия" и орбитального корабля.

ТАСС.

ПРАВДА
27 октября 1988 года

Перед стартом "Энергии"

В соответствии с графиком подготовки к испытательному пуску универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия" ведутся заключительные операции по проверке бортовых систем и оборудования ракеты-носителя "Энергия" и орбитального корабля "Буран".  Старт ракетно-космической системы "Энергия" намечен на 6 часов 23 минуты московского времени 29 октября 1988 года (ТАСС)

Расскажем об одном из эпизодов создания "Бурана".

Если бы эта модель, как в старое доброе время, была деревянной, любовно выстроганной институтским столяром, она испепелилась бы в гиперзвуковой аэродинамической трубе мгновенно. Начало и конец века - скорости, температуры, перегрузки несопоставимы. Поэтому модель многоразового космического челнока "Буран" сделана по всем правилам авиастроения.

Сверхпрочный композитный материал, особая стойкость и тугоплавкость на пиках тепловых потоков. Чтобы их выявить и предусмотреть защитные меры в конструкции настоящего корабля, нужны не десятки и не сотни - тысячи пусков в суперскоростной трубе. (Первые пробы - это когда в самых раскаляемых местах, как автогеном, срезает элементы конструкций. Так могут отгореть и жизненно важные части аппарата, входящего с первой космической скоростью в атмосферные слои. Космический челнок тормозятся трением, а трение - это чаще всего и горение. Вот и горят в трубе модели, чтобы сохранить своего большого собрата.

Развивалась и методика исследований, включающих теперь анализ тепловой динамики и температурных параметров на ЭВМ, коррекцию на основе летных натурных испытаний, построение математических моделей, ложащихся в основу реальных конструкций. Особое искусство - измерительная техника для получения точных данных о тепловых потоках. Левша позавидует - до семи микротермопар на квадратном миллиметре полуметровой модели. Но поистине завораживающее зрелище - игра термоиндикаторной краски, меняющей цвет в зонах интенсивного нагрева. Она позволила отказаться от измерительных приборов и ограничиться киносъемкой. Но никакими другими средствами ученые не получили бы столько информации, считает один из ведущих специалистов ЦАГИ, доктор технических наук Георгий Майкапар. Термокраска успевает сработать в ударной трубе за сотую долю секунды. Чтобы получить равноценную информацию, потребовалось бы более сотни датчиков.

Всего лишь несколько секунд длится пуск модели в трубе. На мощном рычажном устройстве модель, поставленная с заданным углом атаки, "впрыгивает" в раскаленный электродуговым разрядом воздушный поток и набирает информацию о необходимом участке траектории. Чтобы эта система безупречно сработала, создан целый завод, вмещающий мощные насосы и компрессоры, вакуумные камеры и трансформаторы, холодильники, шумоглушители. И научная, и техническая часть эксперимента требуют высокой квалификации и предельной ответственности.

А. ТАРАСОВ.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru