Наш доклад в Совете министров

     В сентябре 1988 г. в Совмине был сделан доклад следующего содержания. Ракета "Энергия" представляет собой носитель с полезной нагрузкой в виде орбитального корабля, который выполняет в баллистической схеме функции третьей ступени. Эта особенность предопределяет возможность универсального использования "Энергии" как тяжелого носителя. Программа летно-конструкторских испытаний предусматривала 10 пусков с орбитальным кораблем, из них первые два - в беспилотном варианте. Планируемая дата пуска - в период с 10 по 25 октября 1988 г. Стартовый комплекс подготовлен к приему ракеты с кораблем.
     По результатам опережающего пуска ракеты - до пуска с кораблем, получен богатейший материал для оценки проектных и конструкторских решений. Учитывая, что ракета-носитель "Энергия" имеет свою автономную систему управления и на ее базе возможно создание серии носителей - космических транспортов типа "Буран-Т", становится актуальным создание специального блока довыведения типа унифицированного разгонного блока "Смерч". Просим принять решение на уровне Военно-промышленной комиссии Совмина по развертыванию работ по созданию этого блока.
     Радикально повысить экономичность транспортных операций в космосе позволят системы нового класса - авиационно-космические. Работы в этом направлении разворачиваются во многих технически развитых странах. На сегодня можно выделить два основных направления: тяжелые вертикально стартующие "крылатые" двухступенчатые ракеты и горизонтально взлетающие аппараты самолетного типа со стартовой массой до 100 т, снабженные многорежимными воздушно-реактивными двигателями комбинированного типа.
     Промышленный и научно-технический потенциал, накопленный в стране в ходе создания "Энергии", позволяет нам при относительно минимальных дополнительных затратах приступить к разработке полностью многоразового носителя грузоподъемностью 30-50 т. На первом этапе такой носитель будет по существу модификацией "Энергии": те же блоки первой ступени и модифицированная вторая ступень, снабженная крылом и всеми авиационными системами, установленными на орбитальном корабле. Полностью используется созданная для "Энергии" и "Бурана" инфраструктура транспортной системы. Решенный круг принципиальных проблем, связанных с автоматической посадкой, теплозащитой крупногабаритных конструкций на участке входа в атмосферу, программно-математическим обеспечением на всех этапах подготовки и проведения пуска, создают уверенность в технической реальности этого направления.
     В дальнейшем планируется переход на унифицированный диаметр блоков первой и второй ступеней, приняв за базу размер центрального блока "Энергии". На блоках первой ступени будут устанавливаться по четыре маршевых двигателя РД-170. Первая ступень, так же как и вторая, будет иметь крыло и авиационные средства приведения и посадки на аэродром вблизи стартового комплекса.
     На базе этих же блоков первой и второй ступеней возможно создание в будущем носителей сверхтяжелого класса с целью осуществления пилотируемых экспедиций на Марс.


Далее...