Более десяти  лет назад 15 ноября 1988 года в Советском Союзе успешно был произведен запуск на низкую околоземную орбиту многоразового транспортного космического корабля "Буран", который, совершив два витка вокруг Земли, произвел автоматическую посадку по-самолетному на специальный аэродром космодрома "Байконур". Впервые в мире была выполнена полностью автоматическая посадка с околоземной орбиты! Начав спуск при скорости 28000км/час за 22000 км до точки посадки, МТКК "Буран" приземлился на аэродроме с посадочной скоростью 350 км/час с точностью 3 метра.

Этот испытательный полет стал венцом двенадцатилетней работы многих коллективов-создателей системы "Энергия-Буран", а автоматическая посадка, выполненная "Бураном", является и сегодня, десять лет спустя, непревзойденным мировым рекордом!
Начало созданию системы Энергия-Буран было положено в 1976 году решением руководства страны. Это решение было продиктовано требованиями логического развития аэрокосмической техники, задачами снижения стоимости выведения полезных нагрузок в космос, а также в определенной мере было ответом на создание в США системы "Спейс Шаттл".

Головным исполнителем, ответственным за всю систему "Энергия-Буран", было определено Министерство общего машиностроения, а в его составе - головное предприятие НПО "Энергия". На Министерство авиационной промышленности была возложена ответственность за создание планера орбитального корабля "Буран". Для этой цели в Министерстве авиационной промышленности было создано Научно-Производственное объединение "Молния", в которое вошли:

  • Конструкторское бюро "Буревестник" во главе с Главным конструктором А.В.Потопаловым;
  • Конструкторское бюро "Молния" во главе с Главным конструктором М.Р.Бисноватом;
  • Экспериментальный машиностроительный завод во главе с Генеральным конструктором В.М.Мясищевым.

Возглавил объединение Генеральный директор - Главный конструктор Г.Е.Лозино-Лозинский, который собрал вокруг себя группу ведущих конструкторов, специалистов КБ "Зенит", где они приобрели опыт создания лучших в мире истребителей МиГ, осуществляли первую в стане разработку авиационно-космической системы "Спираль" с опытной отработкой посадочных режимов орбитального самолета.

При создании НПО "Молния" были не только максимально учтены опыт и технические возможности входящих в него предприятий (опыт конструирования сверхзвуковой тяжелой авиации, а также ракет с диапазоном скоростей от дозвуковых до сверхзвуковых; опыт создания автоматически дистанционно управляемых аппаратов; разработки высотных самолетов и т.д.), но и привлечен к работе научный, технический, производственный потенциал страны.
Только в Министерстве авиационной промышленности более ста пятидесяти научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов, объединений - вся элита Авиапрома работала над созданием "Бурана" в тесном контакте с Академией наук, вузовской наукой, смежными отраслями промышленности.
Была поставлена задача по созданию первого в стане космического самолета многоразового использования с новыми для авиации эксплуатационными характеристиками, основные из которых: нагрев поверхности конструкции до 1750°С, охлаждение корабля на орбите до -110°С, диапазон скоростей от дозвуковой до орбитальных, жесткие требования по выполнению точной автоматической посадки.
В создании такого корабля пришлось вовлечь практически все составляющие народного хозяйства: от геологов (чистый кварцевый песок для теплоизоляции) до академических математических институтов (алгоритмы и программы систем управления и посадки).

В процессе создания МТКК "Буран" были разработаны новые металлические и композиционные конструктивные материалы, которые позволили уменьшить собственный все корабля и обеспечить его работоспособность во всей гамме внешних воздействий в космосе и в атмосфере. Отдельно надо отметить разработку и технологию изготовления и наклейки теплозащиты на поверхности корабля. Здесь впервые в стране был применен бесчертежный метод производства, разметки и приклейки плиток на поверхность "Бурана".
В соответствии с этими технологиями были построены новые цеха с уникальным оборудованием - станочным, измерительным и контрольным. Всего было создано около 60 новых материалов для изготовления МТКК "Буран". Большое внимание руководство НПО "Молния" уделило проблемам неразрушающего контроля изготавливаемых конструкций, а также созданию встроенного контроля систем "Бурана". Параллельно с разработкой и сборкой МТКК "Буран" создавалась лабораторно-экспериментальная база, основными компонентами которой являются:

  • полноразмерный стенд оборудования, позволяющий производить полунатурное моделирование условий полета на этапе спуска и посадки в реальном масштабе времени;
  • пилотажно-динамический стенд для тренировки экипажа при посадке;
  • стенд для обработки комплекса систем жизнеобеспечения экипажа;
  • комплексный стенд шасси для отладки функционирования, включая отработку в аварийном режиме;
  • стенд кабины экипажа орбитального корабля "Буран" для испытаний катапультных кресел;
  • стенд комплексных испытаний углепластиковых створок отсека полезного груза корабля;
  • лаборатория статических прочностных испытаний;
  • лаборатория динамических испытаний;
  • лаборатория виброакустических и тепловакуумных испытаний;
  • трибологический комплекс для отработки узлов трения в условиях космического полета.

Для отработки посадочных характеристик корабля, а также автоматической посадки были созданы летающие лаборатории на базе самолетов ТУ-154ЛЛ и полноразмерный аналог "Бурана" БТС-002.

В целом весь объем проделанной работы привел к созданию нового авиа-космического направления, что вызвало широкий, очень уважительный отклик во всем мире, заметно повысивший рейтинг России в этой области.
Была создана основа для крылатых многоразовых космических транспортных систем, которые в ХХI веке будут фундаментом освоения космоса.
В НПО "Молния" есть проект такой крылатой системы - многоцелевая авиа-космическая система МАКС. В условиях трудностей, переживаемых страной, за 10 прошедших лет для развития крылатых космических систем сделано, к сожалению, немного, но вместе с тем достаточно, чтобы реализовать проект МАКС и обеспечить России лидирующее положение в области освоения космоса.

Какие бы в дальнейшем более совершенные многоразовые космические аппараты не были созданы в нашей стране, все они будут очередными вехами на трудном пути, начало которому положил МТКК "Буран" 15 ноября 1988 года.

Signat1.gif (1636 bytes)