Уже определили жесткий порядок проведения 
второго огневого испытания. Отъезд расчетов с площадки 10 в 4 утра. Все должны 
быть на рабочих местах в 6 час. 00 мин. Не хотелось опять уходить в ночь. 
Азотную подготовку водородного бака провели заранее.
   
Работа шла спокойно, но очень медленно. Постоянные незначительные задержки 
оттягивали испытания в ночь.
   
Так и случилось, что все операции по заправке и окончательным проверкам 
закончились поздно вечером. Опять ушли в ночь.
    - Прошу доклады, - командует А.А.Макаров.
   
Все "номера" доложили о готовности систем к огневому запуску двигателей 
центрального блока ракеты.
   
Опять легкий белый дымок вырывается из-под ракеты. Через установленные динамики 
мы слышим нарастающий шум, сначала очень слабый, и вот он перешел в устойчивый 
гул.
   
Все двигатели вышли на режим. Теперь им нужно отработать полную программу, а это 
- форсирование и дросселирование тяги, качание двигателей, как бы имитация 
управления ракетой, и все необходимо выполнить за 390 с.
   
В зале управления стоит тишина. Только слышны потрескивания пультов, передающих 
информацию на дисплеи.
   
Прошло 100 секунд. Наступает некоторое расслабление. Может, прорвемся. Уж больно 
много затрачено энергии и труда при подготовке этих испытаний. Не бывает так, 
чтобы это все пропало даром.
   
200 секунд откачались двигатели, а это значит, что агрегаты гидропитания 
обеспечили работу рулевых машин, тягающих взад-вперед двигатели.
   
Эти машины развивали усилие около 30 т. А где взять их в полете?
   
Вот для этого и поставили специальную турбину. Приводил ее в движение отобранный 
от двигателя водород под высоким давлением. Турбина через редуктор крутила 
балашихинский насос, который и создавал необходимое рабочее давление в гидроконтуре. 
Оставалось только правильно, быстро и четко перераспределять его в рабочих 
цилиндрах.
   
Всплыли сразу все неприятности по отработке и привода, и этих распределительных 
механизмов.
   
Приводы разрабатывались старейшей авиационной моторостроительной фирмой, которой 
руководил A.M.Люлька. Эта фирма - наш старый соисполнитель. Именно там 
создавали водородный двигатель для головного блока (40 тс тяги) ракеты H1. С 
этой фирмой нас связывали хорошие товарищеские отношения. И мы были очень рады, 
когда они взялись за этот привод.
   
Требования к нему
заранее были заданы
очень жесткими. Особо не допускалась течь из редуктора. Эти требования никак не 
удавалось выполнить при вертикальном положении.
   
А я напомню, что центральный блок вмещал 600 т жидкого кислорода. Совместимость 
масла и кислорода всем известна - это взрыв. Рассуждали так: было бы масло, а 
кислород найдется. Свои требования мы не снимали. Вот тогда главный конструктор привода Ювеналий Марчуков, не говоря 
нам, направился к Генеральному на прием.
    - Валентин Петрович! Мы с вами - двигателисты. Только вы поймете эту проблему 
стояночного уплотнения. Мы испробовали все способы. Достичь большего не сумеем. 
Нужно выходить из положения сообща, - так излагал свои трудности Ювеналий.
   
Валентин Петрович, как всегда, очень внимательно выслушал суть технической 
проблемы и вызвал нас.
    - Какие у вас соображения об изложенной проблеме и что вы предлагаете?
   
Мы с В.В.Кудрявцевым стали перечислять, что можно еще сделать, но было уже 
поздно. По отвлеченному взгляду В.П. мы поняли, что решение уже им принято и 
только для порядка он выслушал нас.
    - Нужно пойти навстречу Ювеналию Павловичу, - сказал В.П. - Подумайте, как. 
Может, изменить место расположения и развернуть привод? Подумайте, как лучше.
   
Чертыхнувшись про себя, мы вышли из кабинета. Решение, конечно же, нашли, но 
пришлось нам менять технологию работ с ракетой.
А с распределителями история была не проще. Изготавливались они в Саратове и 
назывались ЦАПФами - цифро-аналоговыми преобразователями фазы. Занималось ими 
приборное производство, где высоки требования к чистоте. Но во время испытаний 
рулевые приводы на Ленинградском "Арсенале" "схватили" замечания. Определили, 
что причина в ЦАПФах: внутри этого элементика обнаружили грязь. Что тут было! 
Министр дал такой нагоняй всем по очереди и за то, что плохое производство, и за 
то, что авторского
сопровождения не было, и.... Досталось всем. Все изготовленные партии вернули на 
завод и предложили вымыть.
    - Не хватало, чтобы из-за какой-то соринки мы получили неприятность, 
- наставлял 
он.
   
Теперь прошли уже 250 секунд, и равномерный гул двигателей в динамиках 
постепенно успокаивал всех в командном зале.
   
Никаких сбоев электропитания на борту. Четко работали четыре турбогенераторных 
источника тока. Ведь именно они обеспечивают электропитанием центральный блок в 
полете. Раньше на ракетах устанавливались химические источники тока, называемые 
аккумуляторами.
   
Но потребности в электроэнергии на такой большой ракете требовали такого 
количества батарей, что было проще поставить генератор. Что и было сделано.
   
Как и привод гидропитания, он работал от двигателя. Водородом вращалась турбина 
и приводила в движение ротор генератора.
   
Разработчиками этих уникальных ТГСЭС были наши тезки из Воронежа - НПО 
"Энергия", правда, принадлежала эта организация другому министерству.
   
Смелость и простота принятых решений сделали этот агрегат надежным. За что 
большая благодарность главному конструктору Б.П.Попову, его директору В.Д.Сергееву и особенно испытателю М.В.Комарову, который один отвечал за ТГСЭС на 
полигоне.
   
300 секунд. Как быстро крутятся в голове мысли: а как себя ведет эта система или 
этот агрегат? Но постоянные числа на табло говорят о том, что все идет по плану.
   
390 секунд. Мертвая тишина, конец работе. И вот взрыв аплодисментов. Все встали. 
На лицах - удовлетворение происшедшим.
   
Какой толчок в работе дают хорошие результаты!
    - На следующей машине мы полетим, - шепнул мне Главный.
   
Но мне не верилось. Ведь нужно пройти не 393 с огневых испытаний, а 3700 с, как 
требовала комплексная программа экспериментальной отработки. Без ее изменения о 
полете и мечтать не приходилось.
   
На специальном заседании МВКС 5 мая 1986 г. приняли уточнение. К началу летных 
испытаний провести три огневых испытания с суммарной наработкой 423 с. При этом 
предполагалось, что третье огневое испытание будет проведено на ракете 6С.
   
Появилась уверенность, что центральный блок подготовлен к летным испытанием. Эта 
уверенность, была внутренней, ничем не обоснованной. До полета было ох как 
далеко.
   
Всю нашу работу контролировали представители заказчика, проще говоря, военпреды. 
В начале я уже писал о назначении системы "Энергия-Буран". Напомню, что тактике-техническое задание на разработку этой системы было выдано нам Главным 
управлением космических сил при Министерстве обороны. Возглавлял это управление 
А.А.Максимов.
   
Особой заботой военпредов был контроль качества и надежности системы. По 
сценарию система "Энергия-Буран" должна быть принята на вооружение Советской 
Армией. Любое отклонение от разработанной ранее документации Главного 
конструктора необходимо было оформлять отдельным техническим решением, 
согласованным с заказчиком. Вот тут-то и начиналось. Люди есть люди. Одни быстро 
входили в сущность технической проблемы, другие ставили столько рогаток, 
требовали столько технических справок, что порой это выводило из себя самых 
терпеливых разработчиков.
   
Нам в какой-то степени повезло, что ракетным отделом в ГУКОСе руководили хорошо 
понимающие и технически грамотные Н.И.Румянцев и В.Е.Нестеров. Последний 
пробыл на полигоне, наверное, не меньше времени, чем мы. Он был наш, не по 
служебному положению, ведь он был в то время подполковник, а по техническому 
образованию. В.Е.Нестеров, как большинство ракетчиков, окончил Московский 
авиационный институт, попал армию, закончил военную академию, послужил 
военпредом на одном из предприятий отрасли и затем перешел в центральный 
аппарат.
   
Но осталось у него что-то "маевское". Хорошая техническая эрудиция, хороший 
юмор, достаточный запас оптимизма. Володя как-то негласно стал лидером огромного 
семейства военпредов на полигоне. Он обладал хорошей памятью, вел технический 
дневник и всегда был очень хорошим помощником Главному или его заместителям.
   
Военпреды - издельщики и наземщики - оперативно сообщали ему о случившихся 
событиях, которые он раскладывал по полочкам и в зависимости от важности 
передавал техническому руководству соответствующего ранга. Безусловно, военная 
система требовала доклады и "наверх", и это выполнялось очень тщательно.
   
Изучив досконально устройство двигателей, систему управления, пневмогидросхемы 
и другие системы, Володя стал незаменимым консультантом, в том числе и у наших 
разработчиков. Это сильно помогало нам и промышленникам при согласовании 
необходимых технических решений, направленных на улучшение качества систем.
   
Вот когда я написал, что МВКС принял сокращенную программу огневых испытаний, 
сами можете представить, сколько "пудов соли" нужно было съесть с такими 
заказчиками. Они разложили перед нами огневую отработку и американской ракеты 
"Сатурн-5", и американского челнока "Спейс-Шаттл", у которых до выхода огневые 
испытания аналогичных блоков длились 3600-3800 с. А тут всего 423...
   
Попробуй справься с такими корифеями! Только указания вышестоящего командования 
не могли не выполняться - это было по сути приказом. Именно они и привели к 
тому, что в конце концов МВКС по настоянию Главного принял это решение.
   
Но что-то мы забыли о боковых ускорителях. А их в "Энергии" было четыре. И хотя 
по сложности и испытаниям они значительно уступали центральному блоку, проблем в 
разработке и изготовлении было немало.