ГЛАВА 1

Баллистические ракеты дальнего действия. Исследования околоземного пространства

Создание государственного Центрального полигона и испытания ракеты А-4

     Изучение немецкой документации на ракету А-4, изготовление и сборка её на заводе N 88 потребовали создания контрольно-испытательной станции (КИС), с помощью которой можно было бы проводить все проверки ракет после сборки. Такая станция была создана.
     В целях исключения попадания на сборку дефектных приборов, одновременно были созданы испытательные стенды для проверки каждого прибора и всего комплекса приборов в целом перед монтажом их на ракету, а для отработки системы управления полётом ракеты - комплексный стенд, в который входили штатные приборный и хвостовой отсеки ракеты, бортовая кабельная сеть, имитатор двигательной установки и комплект наземной испытательной аппаратуры, что позволяло проводить отработку и проверку системы управления полётом ракеты и её увязку с автоматикой двигательной установки (ДУ), уточнять эксплуатационную документацию. В дальнейшем этот стенд был использован при совершенствовании комплексной электрической схемы системы управления.
     Для проведения натурных, или так называемых лётных испытаний ракеты А-4 и отечественных БРДД, было принято решение о создании Государственного Центрального полигона в составе Министерства обороны СССР. При определении географического положения ГЦП учитывалось наличие транспортных магистралей для доставки к месту испытаний ракет, оборудования, и компонентов топлива, достаточно близкое расположение от какого-либо индустриального центра в целях использования его промышленного потенциала, а также наличие свободных земельных площадей для размещения самого полигона, технических и стартовых позиций, районов падения ракеты или её отдельных частей.
     Исходя из этих основных требований Государственный Центральный полигон МО СССР был размещен примерно в 100 км юго-восточнее Сталинграда, недалеко от села Капустин Яр Астраханской области. Ввод ГЦП в строй планировался в августе 1947 г. Первым его начальником был назначен генерал-лейтенант В.И.Вознюк.
     Государственный Центральный полигон создавался в несколько этапов. Вначале был построен стенд для огневых испытаний ракет, технический и стартовый комплексы, столовая, подъездные пути, системы энерго- и газоснабжения. Строительство стенда было вызвано необходимостью проведения огневых испытаний двигателя ракеты и обеспечения своевременной подготовки ракет к пуску, так как создание огневого стенда в филиале N 2 НИИ-88 (г. Загорск) не могло быть завершено ранее 1949 г. В его создании была большая заслуга Министра вооружения Д.Ф.Устинова, который практически руководил всем ходом строительства. Для изготовления металлоконструкций и узлов Д.Ф.Устинов своей властью привлекал сталинградские заводы "Баррикады", "Октябрьская революция" и др. Были выполнены большие по объёму работы по закладке деталей, монтажу конструкций, бетонированию лотка стенда и подъездных путей.
     Благодаря огромной энергии специалистов и строителей ГЦП, умелому руководству Д.Ф.Устинова в октябре 1947 г. стенд был подготовлен для приема ракеты А-4. Первое огневое испытание ракета А-4 на стенде было проведено 16 октября 1947 г. При проведении испытаний ракеты было обнаружено много отказов в наземной кабельной сети, в штепсельных разъёмах бортовой и наземной аппаратуры. Работа шла круглосуточно. Огневые испытания ракеты Р-1 проводились со снятым хвостовым отсеком и были успешными, что дало основание принять решение о подготовке последующих ракет к лётным испытаниям.
     Технический комплекс ГЦП (объект N 2) представлял собой на первом этапе несколько деревянных бараков, в которых проводились горизонтальные испытания ракет. Фундаментальный монтажно-испытательный корпус со всеми лабораториями и службами был построен позже.
     Стартовый комплекс был создан на расстоянии 4...5 км от технического комплекса и представлял бетонную площадку, где устанавливался пусковой стол с весовым устройством, обвалованные сооружения и капониры, в которых размещались фургоны на автомобильном шасси с различным испытательным оборудованием. Агрегаты обслуживания и заправки ракеты компонентами топлива располагались в непосредственной близости от пускового стола и перед пуском отводились на безопасное расстояние.
     В дальнейшем на ГЦП были построены жилые дома, гостиницы, столовые, магазины и другие сооружения. Вновь созданная стартовая позиция была удалена от технического комплекса на расстояние 30 км, были построены бункер, откуда осуществлялись предстартовые испытания и управление пуском ракеты. Были проложены шоссейные дороги.
     В районе стартового комплекса были построены сооружения для размещения аппаратуры кинотеодолитных измерений, узла связи, службы единого времени, расчётное бюро и др., а в пристартовом районе - наземные станции для приема телеметрической информации с борта ракеты.
Ракетные двигатели ракеты А-4 собирались из деталей и узлов трёхлетней давности изготовления, что требовало проверки работоспособности как самих двигателей, так и всей двигательной установки в целом путём проведения огневых испытаний. Для этого была необходима стендовая база, которая позволила бы проводить такие испытания по мере необходимости. Её было решено построить под Загорском. Для оперативного решения вопросов строительства и контроля за ходом работ в составе НИИ-88 был создан филиал N2, получивший название "Новостройка", первым руководителем которого был назначен В.С.Шачин, начальником испытательной станции N1 (так назывался огневой стенд) - В.В.Клейменов. Испытательная станция N1, где предполагалось проведение огневых испытаний ракет, была введена в строй в 1949 г., а первое огневое испытание отечественной ракеты Р-1, во многом сходной с немецкой трофейной ракетой А-4, было проведено в декабре того же года. В дальнейшем были созданы и построены стенды для огневых испытаний ракет Р-2 (1953 г.), Р-7 (1955-1956 гг.) и др.
     В 1956 г. филиал N 2 НИИ-88 был выделен в самостоятельную организацию - НИИ-229 (приказ Министра оборонной промышленности от 14.08.56 г.).
     Для оснащения испытательной станции N1 (помимо стационарных систем и наземных агрегатов) был разработан и изготовлен комплект испытательного и проверочного оборудования, а также разработан комплект технической документации для проведения испытаний и огневого прожига двигателей перспективных ракет.
     26 июля 1947 г. было принято Постановление Совета Министров СССР о проведении в сентябре-октябре 1947 г. опытных пусков ракет А-4, собранных из трофейных материалов, для проверки качества сборки и правильности функционирования бортовых систем, освоения методики подготовки ракеты А-4 к пуску, получения опытных данных по дальности и кучности стрельбы и проверки качества подготовки кадров.
     Испытания ракет А-4 проводились Государственной комиссией, председателем которой был Маршал артиллерии Н.Д.Яковлев, техническим руководителем - С.П.Королев, а его заместителями - главные конструкторы систем и агрегатов В.П.Глушко, М.С.Рязанский, В.И.Кузнецов, М.И.Лихницкий, А.М.Гольцман, В.П.Бармин.
     Для определения структуры испытательной бригады и количества испытателей было разработано и утверждено штатное расписание для технического и стартового комплексов. Общее количество личного состава, непосредственно проводящего работы с ракетой, составило 104 человека, а с учетом обслуживания агрегатов и систем наземного комплекса - 300 человек. Команды технического и стартового комплексов состояли из представителей промышленных и военных организаций.
     Стартовая команда состояла из электроогневого, двигательного, заправочного (горючее, окислитель, перекись водорода) и стартового отделений, отделений прицеливания и работы на агрегатах наземного оборудования, связи, прогноза погоды и т.д.
     Руководителями стартовой команды были назначены от Министерства обороны (МО) подполковник Я.И.Трегуб, от промышленности Л.А.Воскресенский. В состав отделений стартовой команды входили сотрудники НИИ-88 Б.Е.Черток, Э.Б. Бродский, М.С.Мухомедьянов, Б.И.Карманов, В.Ф.Чистяков. Эта команда проводила огневые стендовые испытания ракеты А-4 и пуски последующих ракет на ГЦП.
     Первый пуск ракеты А-4 в СССР был осуществлен 18 октября 1947 г. в 10 часов 47 минут по Московскому времени.
     В октябре-ноябре 1947 г. было запущено одиннадцать ракет А-4, из них пять успешно. При расчётной дальности 250 км ракеты достигали дальности в 260...275 км при боковом отклонении до 5 км. К натурным испытаниям первых ракет А-4 были привлечены, правда в ограниченном составе, немецкие специалисты. Причинами аварий ракет при лётных испытаниях были отказы двигателей, системы управления, негерметичность топливных магистралей, неудачные конструктивные решения.
     Пока шли лётные испытания ракеты А-4 на ГЦП, был создан комплект технической документации с учетом требований отечественных ГОСТ, стандартов, нормалей и материалов. Но какие-либо конструктивные изменения пока не допускались. Эта работа как бы подводила итог изучения и освоения трофейной ракетной техники и стала первым шагом в создании первой отечественной баллистической ракеты дальнего действия - ракеты Р-1.


Далее...