Ракетно-космический комплекс морского базирования

     С распадом СССР и возможной потерей космодрома Байконур, встал вопрос о создании ракетно-космического комплекса, независимого от территории его размещения и обеспечивающего оптимальные энергетические затраты при выводе космических аппаратов на орбиту ИСЗ. Сложившиеся социально-политические и правовые условия, а также неопределенность в возможности эксплуатации полигонов, связанная с необходимостью отчуждения земель под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, потребовали обеспечения максимальной независимости России в её космической деятельности.
     Одним из решений этой проблемы могло быть создание ракетно-космического комплекса морского базирования (РКК МБ).
     НПО "Энергия" провело предварительные исследования совместно с "Союзморниипроект" по созданию РКК МБ на базе крупнотоннажных плавсредств отечественного морского флота.
     В ноябре 1991 г. - марте 1992 г. НПО "Энергия" совместно с рядом предприятий России провело предварительные исследования по созданию такого комплекса для современных ракет-носителей "Зенит", "Энергия-М", "Энергия".
     С марта 1993 г. к работе подключились фирмы "БОИНГ" (США) и "Кварнер" (Норвегия), что было обусловлено как экономическими соображениями с точки зрения инвестирования и кредитов, так и их возможностями.
     25 ноября 1993 года в г. Турку (Финляндия) НПО "Энергия" и фирмы "Боинг" и "Кварнер" подписали соглашение о создании ракетно-космического комплекса морского базирования и необходимости учреждения международной компании, при этом фирма "Боинг" брала на себя исследование рынка услуг по выведению коммерческих космических аппаратов, привлечение потенциальных заказчиков, а также организацию международной компании, а фирма "Кварнер" - проектирование и создание морских средств.
     В феврале 1994 г. к работам по средствам выведения подключалось НПО "Южное" и предприятия традиционной кооперации по средствам выведения.
     В мае 1994 г. на космодроме Байконур был подписан Меморандум о договоренности создания совместного предприятия Sea Launch ("Морской старт"), хотя к этому времени космические полигоны имели Англия, Бразилия, Индия, Италия, Казахстан, Франция, КНР (три), Россия (два), США (три), Япония (два).
     Принципиально новое направление по выведению космических аппаратов с использованием комплекса морского базирования позволяло переносить точки старта в различные районы Мирового океана (в том числе и в приэкваториальные районы), обеспечивать всеазимутальность пусков и исключать затраты на отчуждение земли под полигоны и районы падения отделяемых элементов ракет-носителей.
     Особое внимание при разработке РКК МБ уделялось его конкурентоспособности на мировом рынке средств выведения и выполнению требований обеспечения экологической чистоты.
     Ракетно-космический комплекс морского базирования включал:
     - средства выведения, обеспечивающие доставку космических аппаратов на орбиты ИСЗ;
     - морской сегмент, обеспечивающий доставку средств выведения к месту пуска, предстартовую подготовку и пуск ракеты-носителя;
     - автоматизированную систему управления полётом средств выведения и связи стартовых служб и плавучих измерительных средств с наземными центрами управления;
     - измерительный комплекс, обеспечивающий сбор, регистрацию, обработку и отображение телеметрической информации на всех этапах эксплуатации комплекса;
     - континентальный сегмент, обеспечивающий доставку, накопление и погрузку ракетных блоков на сборочно-командное судно, проведение регламентных работ сборочного-командного судна и стартовой платформы.
     Состав ракетно-космического комплекса морского базирования зависит от поставленных перед ним задач и выбранного варианта их реализации (плавсредств, степень универсальности РКК МБ, технологии работ с ракетами-носителями и т.п.).
     Ракетно-космический комплекс морского базирования при использовании в качестве средств выведения ракеты-носителя типа "Зенит" и разгонного блока типа "ДМ" обеспечивает выведение космических аппаратов массой до 2,9 т на геостационарную орбиту, до 6 т на геопереходную орбиту и 11-15 т на низкие околоземные орбиты с наклонениями от 0 до 98 град.
     В ноябре 1994 г. на встрече в г.Осло (Норвегия) была принята базовая концепция построения комплекса, разработанная РКК "Энергия" совместно с КБ "Южное" (г. Днепропетровск), и фирмами "Кварнер" и "Боинг", и подписано Соглашение о сотрудничестве. С этого момента контакты технических специалистов стали проводиться в рамках принятой базовой концепции построения РКК МБ с использованием в качестве стартового судна модификации самоходной платформы "Одиссей" и базового порта, расположенного на территории США.
     Окончательное решение основных технических вопросов, принятое в марте 1995 г., создало основу для организации совместного предприятия Sea Launch по практическому воплощению пусков ракет-носителей с подвижных морских средств.
     В мае 1995 г. представители РКК "Энергия", НПО "Южное", фирм "Боинг" и "Кварнер" подписали Соглашение об образовании компании "Sea Launch", c которого началась реализация проекта РКК МБ.


Далее...