Правда
16 ноября 1988 года

Первый старт "Бурана"
Репортаж с космодрома Байконур

15 ноября 1988 года в 9 часов 25 минут московского времени орбитальный корабль "Буран", выполнив двухвитковый полет по орбите вокруг Земли, приземлился на посадочную полосу космодрома Байконур.

Впервые в мире посадка осуществлена в автоматическом режиме. Программа испытательного пуска универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия" и орбитального корабля многоразового использования "Буран" выполнена полностью"

За сутки байконурцы с тревогой вглядывались в пасмурное небо и вслушивались в метеопрогноз. Где-то блуждал циклон. Вспомнились задержки "Шаттла" из-за непогоды. Вообще-то специалисты рекомендовали систему "Энергия-Буран" в качестве почти всепогодной. Как носитель, так и корабль должны летать в любое время года и суток, в дождь и снег. Ограничения по максимальному скоростному напору на разных высотах - те же, что и для обычных ракет. Но для первых летных испытаний разработчики очень хотели бы не отказываться и от визуального контроля, особенно в связи с мерами безопасности на заключительном этапе - посадке корабля. Поэтому час пуска гарантировал светлое время для всей программы, включая посадку и первоочередные послеполетные операции.

Снова едем ночью вокруг яркой стартовой площадки. Чувствуется, как напряжена окрестная степь. Посты оцепления, поезда с эвакуированными, колонны пожарных машин в аварийно-спасательных группах... В этот раз руководство пошло навстречу прессе и приблизило ее к месту событий, разместив в ОКДП - объединенном командно-диспетчерском пункте непосредственно у посадочной полосы.

Отсюда значительно лучше, чем с прежнего НП, виден и старт "Энергии". Правда, пугает ураганный ветер, кажется, рвущий крышу со здания. Брякнуло и посыпалось стекло диспетчерского "фонаря" на крыше КДП. Но это не смущает летчика-космонавта И.Волка, который наводит на старт телевик фотоаппарата. По дорожке разбегается МиГ - воздушное наблюдение за стартом и подъемом ракеты…

На новой предстартовой встрече ведущие специалисты подробно объяснили, что произошло 29 октября, какие меры приняты к сегодняшнему пуску. При этом была толково и доходчиво обозначена разница между техническими терминами "площадка" и "плата" (она же "переходник", она же "блок приборов азимутальной ориентации"). Ибо одно понятие, как оказалось, ведет к создателям наземных стартовых конструкций, другое- к авторам бортовых систем, участвующих в престартовой подготовке.

Мы даже были свидетелями горячего выяснения отношений, при котором один из корифеев наземного комплекса академик В. Бармин эмоционально и бурно "сбрасывал тень" со своей службы. Так что нужно со всей ответственностью подчеркнуть: стартовое сооружение с его площадкой - невиновно.

Чтобы это выяснить, была создана специальная комиссия, включающая разработчиков всех систем. Под подозрения были взяты все системы комплекса.

- Мы "потеряли доверие" ко всем смежным системам: управления, сборки, механизму отвода,.. - сказал заместитель главного конструктора системы "Энергия" В.Филин. - Это - несколько десятков "подозреваемых". По долям секунды анализируя все средства информации, восстановили процесс подготовки. Проверили около полусотни версий, из них двадцать три потребовали дополнительных исследований.

Таким кропотливым образом при помощи "презумпции виновности" было выяснено, что блок приборов, корректирующий гироскопы ракеты для ее прицеливания, подзастрял при отходе. Его отстыковка длилась вместо 3 штатных секунд почти 40. Ферма же, обязанная отвести блок после его отстыковки, не получила на это команду и поступила строго "по инструкции", оставшись на месте, так как автоматика выдала старту общий отбой.

Снизу этот черный блок на вершине ракеты повеше носа "Бурана" выглядит небольшой коробочкой, но в МИКе, где его аналог можно посмотреть вблизи, он вполне впечатляет. Представьте себе положенные на бок "Жигули" - получится щит в полторы тонны весом. Эксперименты позволили нащупать слабое место в конструкции, вернее, узел соединения, слишком усложненный для повышения надежности. Эта сложность и замедлила расстыковку в момент, когда счет идет на доли секунды.

Здесь же, в монтажно-испытательном корпусе, был проведен комплекс исследований, разработана упрощенная конструкция узла, сохранившая необходимую надежность. Тут же изготовлена, тут же испытана и водружена на изделие. Эта оперативность вызывает у разработчиков чувство гордости. Подобных пусковых нештатных ситуаций предусмотрено 141, из них 20 влекут за собой слив топлива. Для полноты же картины добавляют, что только за одну минуту до старта от "Энергии" отстыковываются 110 элементов, большинство из них уже на ходу.

*     *     *      *     *

mbur82.jpg (10984 bytes)Зрелище очень яркое, mbur81.jpg (12084 bytes)но короткое: в полторы-две секунды ракета с огненным шаром ныряет в облака. Обидно фотографам: целую ночь мерзнуть в степи в окопчиках - и только миг... Теперь ракету видит и снимает экипаж МиГа, вырвавшийся за облака. Через полчаса мы увидим телекадры, снятые воздушным оператором.

Отделение "Бурана", включение его двигателей орбитального маневрирования вызывает все более ободряющий отклик населения главного зала управления: "Значит, посадки через 25 минут не будет"... "Значит, один виток уже есть"... "Значит, полная программа!" В динамиках слышатся отзвуки переговоров ЦУПа и научных кораблей, создавших вместе со спутниковыми системами целую паутину радиолиний, по которым отзывается телеметрия "Бурана". Вместе с включением посадочной программы на дорожку снова выруливает МиГ. Теперь уже встречать.

А прошлым вечером в гостиничном номере комментатора Центрального телевидения Сергея Слипченко, превращенном в походную монтажную студию, сидел и внимательно отсматривал видеозаписи высокий, худощавый, красивый и мужественный парень. Это и был летчик-испытатель ЛИИ Магомед Толбоев, один из тех, кто обеспечивает здесь, на космодроме, испытания "Бурана". На экране монитора взлетали, закладывали виражи, шли на посадку МиГи и ТУ-154. Магомед по летному почерку узнавал себя и своих товарищей Римантаса Станкявичюса и Урала Султанова.

Они сближались, до деталей показывая друг друга в объектив телекамеры.

Сидя перед экраном, Магомед объяснял свою задачу в момент сопровождения "Бурана". - Осмотр шасси... Вот как он выпустил тормозные щитки и -подкрылки... А это снижение ТУ-154 на автоматике... С 11 тысяч метров двигатели переводятся в реверс, выпускаются шасси и все "перья". Переходим на автопилот - видишь, штурвал никто не держит?

- Трудно это? - психологический вопрос.

- Мы уже научились систему держать в уме, подслеживать динамику автомата, поэтому смотрим спокойно... Но как только происходит ошибка... или накопление отклонений перед ошибкой.., тогда нужна быстрая оценка ситуации, за две-три секунды, и отключение автомата... Если же на высоте выравнивания - 300…400 метров, то еще быстрее, максимум полсекунды на анализ... Ибо секунда - это 50 метров скорости... А только взгляд перевести с прибора на прибор через панель - уже 0,15 секунды...

О трудности же профессиональной судите сами: орбитальный корабль, растопырив воздушный тормоз, идет с резкой динамикой круче боевого пикирования, меняя скорость от 5.000 и 500 километров в час. В его кабине сейчас нет пилота, который при лавировании в этом слаломе, ведущем к полосе, мог бы учесть маневры летящего рядом МиГа... Это уже мастерство на уровне искусства - вести свой самолет за двоих, чувствуя поведение обеих машин. Каково теперь Магомеду крутиться за "Бураном" в мощной облачности - лучше не спрашивать.

- Есть включение радиомаячной системы посадочного комплекса! Это значит, аэродром полностью повел космического гостя по коридору снижения. Чистая и высушенная ураганным ветром полоса готова к посадке. "Буран" уже успел сменить курс, заложив разворот против ветра, и мы ждем его с востока, а не с запада. У стекол диспетчерских залов и на балкончике здания люди налезают друг на друга, чтобы не упустить эти мгновения. Только самые ответственные штурманы и диспетчеры не отрывают взгляд от все более тающего эллипса на круглых зеленых экранах...

Посадка Бурана"Буран" бесшумной тенью вынырнул из облаков - так круто, что еще секунда и врежется в землю. Но прямо над поверхностью чисто и аккуратно выровнялся, выпустил шасси и с величайшей бережной плавностью коснулся полосы. При таком жестком ветре - с точностью до одного метра. Это казалось фантастическим и невероятным. Сквозь ветер донеслось ликование водителей машин, собравшихся у поля, ударил клаксонный марш. Магомед, вырвавшись следом из облаков, прошел круг над полосой и заложил восторженный круг на МиГе...

"Птичка", прокатившись чуть меньше полполосы, встала прямо напротив ОКДП. Смотрите: чуть побуревшая, с пульсирующим у хвоста огоньком, но такая же черно-белая, одной-двух плиток не хватает, но стекла целы... Кто-то в опустевшем зале все еще не мог встать со штурманского кресла. - Обалдеть можно! Никогда такого не было: ни одного сбоя во время полета!

Ураганные порывы тащат с полосы все живое - песком дерет глаза. Но люди облепили "Буран" и не могут с ним расстаться Целуются, не скрывая слез... Бушлаты, куртки, комбинезоны, шинели... Нет, мелькнули все же грустноватые лица летчиков: сегодня пока не их праздник.

И все же экипаж и у этого автоматического первенца есть, вот он, вокруг него. Экипаж первого полета.

А ТАРАСОВ
(Спец.корр."Правды")


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru