Советская Россия
16 ноября 1988 года

Звездный прорыв
Наши специальные корреспонденты Александр Немов и Юрий Колесников передают из Центра управления полетом

Несмотря на раннее время - 5 утра в ЦУПе оживленнее, чем во время любого из запусков последних лет. Еще бы! Полет космического корабля многоразового использования "Буран" открывает новую страницу в советской программе космических исследовании. Посадка БуранаПредстоящий старт в центре внимания всех телевизионных компаний и информационных агентств мира. Даже на пресс-конференции, посвященной совместному советско-французскому полету, который начнется 26 ноября, многие вопросы журналистов касались не международной космической экспедиции, а именно ракетного комплекса "Энергия-Буран". Создание этой сложнейшей системы - констатация факта: Советский Союз совершил прорыв к технологиям, которые ранее считались уделом только Соединенных Штатов...

До старта меньше часа. Неизмеримо высока цена каждой секунды. Десятки тысяч людей живут, подчиняясь стартовому ритму.

Уже тринадцать часов, как полностью опустела пятнадцатикилометровая зона вокруг стартового комплекса, где в лучах 700 прожекторов сияет "Энергия" с прикрепленным к ней многоразовым кораблем. Почти сорок специальных постов охраняют доступ в этот район. Учитывая, что топливо для второй ступени "Энергии" - это сотни тонн жидкого кислорода и водорода, такие меры предосторожности совсем не лишние. Но и за пределами 15-километровой зоны во время старта все специалисты будут находиться в специальных бункерах. И даже там будет чувствоваться, как "гудит" казахстанская степь от сверхмощных двигателей ракеты-носителя. Но пока по специальным трубопроводам, выдерживающим сверхнизкие температуры (минус двести по Цельсию и ниже) "опасное" топливо закачивается в баки "Энергии". Криогенных установок такой мощности по производству жидких газов нет нигде в мире.

На экране, установленном в зале ЦУПа, мы видим "Энергию" и "Буран" с разных ракурсов. Всего на стартовом комплексе установлено 60 телекамер, что позволяет подробно следить за всеми этапами подготовки - три камеры установлены в самом "Буране". Панораму ракеты на старте позволит получить съемка с истребителя-перехватчика МиГ-25.

На фоне могучей ракеты прилепившаяся к ней "птичка", как называют "Буран" в конструкторском бюро и на космодроме, кажется "крохой". Почти 40-метровая длина космического самолета составляет лишь немногим более половины высоты вертикально стоящего носителя, а крылья только кончиками выступают из-за гигантского "туловища" "Энергии".

Большие размеры и масса космического корабля многоразового использования, а она составляет на старте около 100 тонн, естественно, не были для проектировщиков самоцелью. Их определяла грузоподъемность "Бурана", способного поднять на околоземную орбиту до 30 тонн груза и возвратить с нее около 20 тонн. В грузовом отсеке, диаметр которого приближается к пяти, а длина превышает 18 метров, корабль сможет выводить в космос различные спутники, модули для орбитальных станций, детали других крупногабаритных летающих конструкций. В нем же для ремонта и последующего использования будут возвращаться на Землю неисправные космические объекты.

С внешней стороны корпус орбитального корабля покрыт сверкающими на солнце белыми теплозащитными плитками. Их здесь десятки тысяч. И каждая выполнена по "индивидуальному заказу". Ясно, что справиться с таким количеством "фасонов" могла только вычислительная машина. В свое время создание защитного покрытия для "Шаттла" стало настоящим камнем преткновения для американских специалистов. Возня со злополучными плитками продолжалась тогда целых два года, вплоть до самого старта. Как писали американские газеты, "эти чертовы плитки нужно проверять и перепроверять до самого последнего момента перед запуском". Немало забот с теплозащитным покрытием было и у наших специалистов.

Такое внимание вполне объяснимо. Плитки должны защищать корпус ворвавшегося в атмосферу корабля от нагрева, вызываемого трением о воздух. При этом температура на поверхности "Бурана" может превысить 1000 градусов. Еще более теплостойкими должны быть нижняя часть фюзеляжа и передние кромки крыльев. Еще при закладке проекта пилотируемого аппарата нового типа конструкторы постарались свести к минимуму риск для будущих испытателей. В будущем в кабине "Бурана" разместятся 2...4 космонавта и до шести пассажиров - ученых и специалистов. А в первых и потому самых опасных полетах решили обойтись без экипажа. Его на "Буране" заменила автоматизированная система управления, решающая за космонавтов сложнейшие навигационные и пилотажные задачи, контролирующая в ходе полета работу многочисленных бортовых систем, поддерживающая связь с Землей и четко выполняющей ее команды. В период испытаний аналогичным электронным мозгом оборудовали самолет Ту-154 и многократно "прогоняли" на нем наиболее трудный этап - посадку в автоматическом режиме.

Натурные испытания позволили проверить все, кроме взлета на космическую орбиту. Конечно, математическое моделирование помогало представить этот процесс, но лишь как приближение, хоть и достаточно близкое к предстоящей реальности.

Долгие десять лет шли к первому космическому старту создатели советского многоразового корабля. Только для экспериментальной отработки было построено более 300 испытательных установок и стендов, на которых более шести тысяч раз всесторонне проверялись системы и узлы новой машины. Ее точная копия не раз поднималась в воздух, последовательно отрабатывая все этапы полета и особенно возвращения на Землю. Группу летчиков-испытателей возглавлял космонавт Игорь Петрович Волк. О нем, его работе уже рассказывала "Советская Россия".

Для посадки "Бурана" на Байконур построена специальная бетонная полоса длиной около 5 километров (ее толщина кое-где достигает полуметра), оборудованная приводными радиомаяками, радиолокационными средствами, командно-диспетчерским пунктом. Здесь же имеется резервный центр управления, который в случае необходимости может взять на себя функции основного подмосковного Центра управления полетом. Контакт с ним летящий по орбите корабль поддерживает через спутники связи "Луч", "Молния", "Горизонт", наземные станции слежения, корабли. Когда "Буран" выйдет на посадку, его первым встретит МиГ-25, который сейчас ведет репортаж с воздуха о старте. А после пробега по "бетонке" его окружат около 60 специальных машин, предназначенных для обслуживания вернувшегося из космоса корабля.

Но пока все же самое главное - старт. Завершена заправка ракеты жидкими кислородом и водородом. Все операции выполняются уже автоматически. Вычислительный комплекс контролирует около пяти тысяч параметров систем, работающих на "Энергии", столько же на "Буране" и 40 тысяч параметров стартовых систем космодрома. Такой объем информации уже не в состоянии осмыслить даже большая группа специалистов. Анализ делается с помощью ЭВМ...

Звучит долгожданная команда "Старт". Кажется, все замерло в ЦУПе. Но огонь не вырывается из сопел двигателей. Идут минуты, которые необходимы, чтобы бортовая ЭВМ еще раз проверила все 300 жизненно важных систем ракеты-носителя. Во время прошлой попытки старта именно в этот момент выяснилось, что часть приборов, установленных на одной из мачт стартового комплекса, не отделилась от ракеты в заданное время. Система управления приняла решение двигатели не включать. Сейчас конструкция, на которой установлены приборы, модернизирована и осечки быть не должно.

До подъема ракеты остается минута. Сейчас в случае нештатной ситуации принять решение о судьбе "Энергии" могут только главный конструктор универсальной ракетно-космической транспортной системы Б.Губанов, директор проекта летательных аппаратов для международных программ, главный конструктор орбитальных кораблей и станций Ю.Семенов или начальник испытательного управления космодрома В.Гудилин. Но последнее слово, конечно же, за самим ракетным комплексом.

Все присутствующее в зале Центра управления полетом неотрывно смотрят на экран. На нем - "Буран", приготовившийся к космическому прыжку. Вновь приходит на ум, что он внешне напоминает американский космический челнок. Примерно те же размеры, та же "бесхвостка" со стреловидным крылом, близкие значения доставляемых на орбиту и обратно грузов. Однако в сходстве с "Шаттлом" не следует искать доказательств какого-то заимствования. На самом деле это результат действия объективных законов, обусловливающих оптимальное конструктивное решение определенной технической задачи. Поставленные перед американскими и советскими инженерами аналогичные цели естественным образом определили близость направлений творческих поисков.

Однако не везде специалисты двух стран шли одним и тем же путем. Американцы, например, слили воедино ракету и орбитальный корабль. И твердотопливные ускорители, и огромный отделяемый бак с жидким горючим и окислителем предназначались у них только для выведения на орбиту космического самолета. Больше ни для чего они не пригодны. Мы же используем для той же цели универсальную мощную ракету-носитель "Энергия", способную доставлять в космос не только многоразовые корабли, ко и любые другие крупногабаритные и массивные грузы.

Разнесенность во времени осуществления нашей и заокеанской программ воздушно-космических систем тоже имеет объективные причины. По словам председателя государственной комиссии В.Догужиева. она в значительной степени объясняется высокой стоимостью сложной космической техники. 10 миллиардов долларов на "Шаттл" дают представление и о масштабах наших затрат.

Ограниченность финансовых возможностей вынуждала к выбору. В отличие от строящих "Шаттл" американцев мы на определенном этапе сосредоточили свои усилия и средства на создании долговременных орбитальных станций и получили работающие по нескольку лет "Салюты" и "Мир", а НАСА - регулярно эксплуатируемый космический челнок. Обе космические державы сейчас расширяют свои программы. Мы - созданием "Буранов", американцы - намеченным на начало 90-х годов вводом в строй большой орбитальной станции.

Как говорится в одном из последних докладов американских ученых конгрессу США, "ни одна страна не опережает другую в космосе. Результаты сравнений изменяются в зависимости от аспектов деятельности. Возможно, сама концепция "гонки в космосе" в нынешней обстановке неуместна". Лучше, пожалуй, не скажешь...

"Энергия" окутывается клубами дыма. Даже в ЦУПе можно судить о мощи ревущих двигателей. "Буран" устремляется вверх...

На экране монитора мы видим изображение кромки облаков, которое передает на Землю телекамера, установленная в многоразовом космическом корабле. Барашки облаков становятся все меньше. Высота растет стремительно. 230 секунд. Она уже 100 километров. Еще четыре минуты, и "Буран", отделившись от последней ступени ракеты-носителя, устремляется в свободный полет.

Несмотря на завершение важного этапа полета, лица специалистов ЦУПа сосредоточенны. Впереди еще немало ответственных минут. Уже с помощью своих двигателей "Буран" должен подняться на более высокую орбиту - орбиту искусственного спутника Земли. После чего, совершив около двух оборотов вокруг планеты, подготовится к посадке. Для первого испытательного полета достаточно и трех часов космоса. Всего же корабль рассчитан на 30-суточное пребывание на орбите. За это время можно выполнить значительный объем научно-технических работ. Из этого, в частности, исходили советские ученые, когда в 1986 году принималось решение об изменении орбиты комплекса "Салют-7 - Космос-1686". После нескольких лет эксплуатации станцию перевели на долгоживущую орбиту, чтобы иметь возможность в 1995...2000 годах с помощью "Бурана" доставить на Землю ее отдельные блоки.

Космический лайнер завершает второй орбитальный виток. Наступает самый ответственный момент - возвращение на Землю. "Буран" разворачивается двигателями в направлении движения. Они должны проработать чуть менее трех минут, чтобы снизить его скорость, перевести на траекторию спуска. После выполнения этой операции корабль вновь разворачивается на 180 градусов. Впереди его ждут плотные слои атмосферы. Выдержит ли этот экзамен его термозащита? Связь с "Бураном" прекращена. Он спускается в облаке плазмы. Текут напряженные минуты... Наконец сообщение, что корабль благополучно миновал опасную зону и продолжает спуск по заданной траектории. Теперь компьютеры с помощью специальных радиомаяков должны вывести его точно на посадочную полосу. Специалистов беспокоит, что на Байконуре ветер достигает 17 метров в секунду. ЭВМ должны это учесть.

Включается телекамера, установленная в "Буране" на месте пилота. Мы видим, как на экране плавно покачивается горизонт от маневрирования корабля. Показывается взлетная полоса. Она все ближе. Земля!

На какое-то мгновение в ЦУПе воцарилась полная тишина, которую "взорвали" аплодисменты.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru