Красная звезда
16 ноября 1988 года

"Энергия" - "Буран"
205 минут летных испытаний

Дни, прошедшие после 29 октября, скорее всего запомнятся главным образом тем... чего не случилось. Испытатели продолжали работы на стартовом комплексе, а Байконур жил пониманием того, что старт отложен, но не отменен.

Наступило 15 ноября. Над застывшей степью занимается утро. Робко светлеет небо, гася россыпи звезд. Далеко на горизонте ярким пучком света сошлись почти семьсот прожекторных лучей. Едва утренняя дымка развеялась, стали вырисовываться очертания стартового сооружения.

Вчера синоптики предсказывали непогоду, и они не ошиблись, но работы продолжаются. Телекамеры приближают гигантские фермы обслуживания и сверкающие белизной "Энергию" и "Буран". Не знаю, почему для носителя и корабля выбраны именно эти названия. Но есть в них нечто символическое.

Энергия - это способность совершать работу. Наша мощная универсальная ракета-носитель предназначена для масштабных и нужных работ в космосе. Что касается орбитального крылатого корабля, то он, как вихрь, как стремительный порыв бури, взмывает в космос. И тоже для работы.

Электронные хронометры отсчитывают последние предстартовые минуты. Позади заправка компонентами топлива, термостатирование, ввод оперативных данных на пуск, подготовка наземной аппаратуры системы автономного управления...

В 05.36 эта система начала работать по циклограмме. По громкой связи звучат команды, тут же приходит подтверждение их исполнения. В 05.45 произошло включение аппаратуры средств аварийной защиты.

Идет подготовка двигателей ракеты-носителя к пуску. Уже не минуты, а секунды остались до главной команды.

- Есть включение двигателей центрального блока!

В то же мгновение резкий тяжелый грохот разорвал утреннюю тишину Байконура, резанул по барабанным перепонкам. Упругая волна воздуха ударила по застывшей от холода степи и понеслась над землей, подобно смерчу вздымая облака пыли. Огненный пульсирующий шлейф полоснул небо...

Путь к орбите начался с запуска двигателей центрального блока - второй ступени. Ее четыре ЖРД общей тягой у Земли 600 тонн, расходуя запасенное в огромных емкостях кислородно-водородное топливо, вступают в работу почти одновременно с четырьмя боковыми блоками первой ступени. Каждая такая "боковушка", соизмеримая по габаритам с ракетой "Союз", работает на жидком кислороде и углеводородном топливе и развивает своим четырехкамерным ЖРД тяговое усилие в 740 тонн. Суммарная тяга в эти первые секунды полета составляет 3.500 тонн. С подъемом она будет возрастать, ибо в пустоте "Энергия" способна развить тягу более 4.000 тонн.

Да и "несет" она много больше, чем другие ракеты-носители. Представьте: двадцатитонный "Мир" в связке с семитонным "Союзом" и одиннадцатитонным "Квантом" - это много меньше того, что весит "Буран". Его масса превосходит 100 тонн. А стартовая масса "Энергии" и корабля 2.400 тонн.

Итак, старт взят. Идет отсчет секунд полета: 60... 80.... - Полет нормальный, - голос по громкой связи. На 165-й секунде попарно отходят блоки первой ступени - "боковушки".

- 150... 180... 200 секунд... Полет нормальный.

Выполняется запрограммированный разворот по крену и тангажу. На высоте около 160 километров, когда хронометры отсчитали 486 секунд полета, отходит вторая ступень. И вот теперь, когда до орбитальной скорости не хвастает всего 30-40 метров в секунду, включается двигательная установка "Бурана". Иными словами, на пороге космического пространства, после набора суборбитальной скорости и отхода центрального блока, крылатый космический корабль размером с реактивный пассажирский самолет устремляется вокруг Земли, разгоняясь до орбитальной скорости.

Первое включение двигателей установки "Бурана" прошло в 06.36.19. Время работы 67 секунд. Через несколько минут - еще один импульс длительностью 42 секунды.

Технические средства наземного командно-измерительного комплекса, ведущие слежение за полетом ракеты-носителя и корабля, выдали уточненные данные. По громкой связи называются цифры, а на информационном экране высвечиваются слова: "Буран" выведен на орбиту с параметрами 256/252 км; 89,45 мин. (это период обращения); 51,6 градуса (наклон плоскости орбиты)".

Теперь уже бортовые системы крылатого корабля переведены в режим самостоятельного орбитального полета. А это означает, что комплексные испытания конструкции и сложной "начинки" (бортовой электроники, автоматики, исполнительных механизмов, управляющих и регулирующих систем, связного и телеметрического оборудования, объединенной двигательной установки) первого советского корабля многоразового использования в беспилотном режиме начались.

Хочу напомнить, что саму идею - связать воедино самолет и ракету - предложил наш соотечественник инженер Ф.А.Цандер. В опубликованной в 1924 году статье "Описание межпланетного корабля системы Ф.А.Цандера" он впервые предложил использовать крылатые аппараты для космических полетов и обосновал преимущество крыльев перед парашютной системой спуска космического корабля на Землю. Модель такого летательного аппарата для космических путешествий демонстрировалась на международной выставке, которая проходила в Москве в 1927 году.

Много позднее исследования по созданию воздушно-космических самолетов проводились в США. Франции. ФРГ и Англии. В начале 60-х годов появился проект "Дайна-Сор". Это название было образовано из двух слов, что в переводе означает "динамика" и "планирование". В конце 70-х годов родился "Спейс Шаттл". Американцы предполагали: после того, как "челночный" корабль вступит в строй, в течение 80-х годов будет совершено около 600 рейсов. И хотя инженеры, участвовавшие в этом проекте, проявили большое упорство, противопоставив неудачам техническую изобретательность, на сегодняшний день удалось выполнить лишь 25 удачных полетов. Проблема оказалась чрезвычайно сложной, а принятые решения не во всем оправдались.

Разумеется нет и не может быть однозначных и бесспорных суждений относительно того, какими должны быть космические транспортные системы и аппараты. Идет трудный и весьма интересный процесс научно-технических поисков в области создания новых типов летательных аппаратов, и только опыт, накопленный как в процессе испытаний, так и эксплуатации, позволит выбрать оптимальный вариант.

Авиация - область высокой точности. Космическая авиация - тем более. Об этом невольно думаешь, слушая информацию, поступающую в Центр управления полетом с Земли и из космоса. Программа испытаний выполняется без сбоев.

Одна из особенностей орбитального корабля многоразового использования - насыщенность электронной техникой, которая позволяет выполнять самые сложные операции испытательного полета, включая маневрирование и посадку в автоматическом режиме. В кабине "Бурана", которая схожа с самолетной, пилотские кресла пока пустуют. Здесь установлено несколько компьютерных систем, обрабатывающих информацию о скорости, местонахождении, высоте, температуре и координирующих эти данные с заложенными в машинную память задачами и целями испытаний. Скорость обработки информации в несколько раз превышает скоростные возможности компьютеров, которые стоят на "Союзах". А их электронная память включает много больше оперативной информации.

На экране операторского зала Центра управления высвечивается схема полета. Корабль вошел в зону радиовидимости второго витка.

8 часов 20 минут 03 секунды. Включилась двигательная установка на торможение.

На заключительном этапе полета "Буран" продолжительное время планирует с гиперзвуковой скоростью. Его устойчивость обеспечивается крылом, для управления по тангажу и крену используются элевоны, для управления рысканием - руль направления.

При полете со столь большой скоростью в атмосфере возбуждаются чрезвычайно мощные тепловые потоки: в результате торможения большая часть энергии движения летательного аппарата переходит в тепло. При этом происходит следующее: молекулы воздуха в приграничном слое разрушаются, а осколки - электроны, ионы и ядра атомов - образуют плазму. Соприкасаясь с поверхностью космического корабля, плазма сильно нагревает его. Наиболее подвержены нагреву передняя часть фюзеляжа, кромки крыла и киля.

Защищает "Буран" от больших температур специальная броня. Потребовалось решить проблему создания совершенно новых материалов высокой жаропрочности.

Мне довелось побывать в монтажно-испытательном корпусе (огромное здание с площадью залов свыше 70000 квадратных метров), увидеть работы на аналоге "Бурана", познакомиться с технологией "обклейки" теплозащитными плитками. Более 38000 таких керамических пластинок различной толщины оберегают орбитальный корабль от буйства плазмы.

Надо заметить, что пересекая атмосферу после космического полета, "Буран" испытывает аэродинамический нагрев поверхности в течении более длительного времени, чем космический аппарат, совершающий спуск по чисто баллистической траектории (скажем, "Союз"). Поэтому материалы для теплозащитного покрытия, поясняют специалисты, должны обладать рядом качеств, и прежде всего пластичностью. Именно благодаря пластичности не происходит разрушение при тепловом ударе, т.е. сверхбыстром нагреве в момент входа в атмосферу Земли.

Потребовалось провести длительные исследования на моделях в аэродинамических трубах. Результаты нынешних натурных испытаний призваны укрепить уверенность в надежности новых материалов.

Новые материалы... Они не только в конструкции орбитального корабля многоразового использования. Применение в качестве компонентов топлива для двигателей "Энергии" жидкого кислорода, охлажденного до температуры минус 186 градусов Цельсия, и жидкого водорода - температура минус 255 градусов - потребовало создания специальных материалов.

Кстати, и сами испытания не ограничиваются лишь летной "пробой" крылатого космического корабля. Старт с Байконура предусматривает дальнейшую проверку ракеты-носителя и наземных средств управления полетом. Еще один экзамен держали и ракетные двигатели РД-170, обладающие рекордными характеристиками по тяге и другим параметрам, и сверхмощные турбонасосные агрегаты (более 250000 лошадиных сил), и турбина топливных насосов мощностью более 100000 лошадиных сил, и прецизионные электрогидравлические системы рулевых приводов для маршевых двигателей. Управляя "Энергией" на участке выведения, они развивают суммарное усилие до 50 тонн. Точность - до одного процента от диапазона перемещений.

Экзамен держали и стартовый комплекс новой транспортной ракетно-космической системы, и вычислительный центр управления и контроля работы огромного множества систем, агрегатов, механизмов и устройств, участвующих в подготовке старта и осуществлении пуска. И математическое обеспечение программ испытаний, рассчитанных как на штатные условия проводимых работ, так и на случаи сбоев или отказов в отдельных системах...

Испытания... Ко времени первого старта "Энергии", если суммировать весь комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, было проведено свыше 6000 испытаний. Тысячи часов опробовались отдельные элементы конструкции "Бурана". Почему так много цифр? Да потому, что это как раз тот случай, когда они красноречивее слов. За цифрами - факты.

...Начался процесс аэродинамического торможения. Сразу же после схода с орбиты в управление "Бураном" вступают двигатели ориентации. По мере увеличения плотности атмосферы начинают действовать аэродинамические органы управления.

Вот достигнута высота, с которой начинается конечный участок спуска.

Идет телевизионная передача с посадочного комплекса Байконура. Огромный "треугольник" мчится на фоне неба. Орбитальный корабль заходит на полосу. TouchdownЭлектронный мозг "Бурана" выдает команды на аэродинамические рули.

- Есть касание!

Стремительный пробег. Торможение. 9 часов 25 минут. Орбитальный корабль замер на посадочной полосе. Со времени старта прошло 205 минут.

В работу вступает очередная группа специалистов. Идет подготовка средств охлаждения шасси, проводится токсикологический контроль, открываются люки носовой части фюзеляжа и кабины "Бурана". Пройдя через холод космоса, он дышит теплом земной атмосферы.

Начались операции по обслуживанию корабля и подготовке его к транспортировке в МИК. Впереди - обработка данных испытаний.

Предвижу вопрос: "Если сравнить американский "Шаттл" с нашим Бураном"?.. Вопрос естествен. Отвечу: "Внешне корабли похожи, нет больших различий и их летно-технических характеристиках. Однако это объясняется вовсе не копированием. "Моду" диктует аэродинамика, и оптимум данном случае определяется не национальным престижем, а энергозатратами и научно-технической целесообразностью. Специалисты - ученые, конструкторы, разработчики математического обеспечения, с которыми мне довелось беседовать на Байконуре и в Центре управления, сдержанно, но весьма аргументировано показали, что аэродинамика "Бурана", его технология и автоматическое оснащение предпочтительны.

Если говорить об "Энергии", то это новое слово в создании ракетно-космических транспортных систем. И не случайно сейчас в США рассматривается вопрос о создании носителя такого же класса. Как, впрочем, не случайно и то, что Исследовательская служба конгресса США, анализируя советские космические программы, сделала вывод: "американская национальная программа находится на критическом перепутье, и всем членам конгресса и общественности страны важно в полной мере понимать широту программ и возможности наших зарубежных конкурентов, особенно Советского Союза".

Каково будущее "Энергии" и "Бурана"? Это тема отдельного и уж никак не короткого разговора. Без таких ракет-носителей трудно рассчитывать на качественно новые шаги в покорении дальнего и ближнего космоса, осуществление пилотируемых экспедиций к Марсу. Что касается "Бурана", то он со временем будет стыковаться со станциями "Мир" второго поколения, "возить" в космос различные грузы, "снимать" с орбиты спутники, которые нуждаются в ремонте...

Заканчивая этот репортаж, следовало бы назвать всех участников свершившегося. Но это невозможно сделать в одной газетной публикации. При создании универсальной ракеты-носителя "Энергия", орбитального корабля многоразового использования "Буран", стартового и посадочного комплексов были объединены усилия десятков министерств и ведомств, сотен конструкторских коллективов, научно-исследовательских центров, заводов, строительно-монтажных предприятий. В этих работах - вклад Академии наук СССР и академий союзных республик, военных испытателей и эксплуатационников. Всем им наш низкий поклон.

...Поколение за поколением люди продолжают спор со временем и расстоянием. Но, как и столетия назад, дальнейший прорыв в окружающий нас безбрежный мир неизбежно потребует новых идей и замыслов, новых принципов и новой техники.

Экзамен, который держала сегодня новая космическая техника, прошел успешно.

Полковник М.Ребров, специальный корреспондент "Красной звезды".
Байконур - Центр управления полетом.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru