Известия
17 ноября 1988 года

Два кругосветных путешествия "Бурана"

Резко, как выстрел, на приглушенном фоне технологических переговоров звучит команда: "Пуск!"

Значит, до старта еще двенадцать минут. В Центре управления полетом мы видим на экране, как взлетает вверх самолет сопровождения с телеоператором на борту. Камеры будут показывать старт универсальной ракетно-космической взлетной системы "Энергия" с кораблем "Буран". Сейчас она ярко светится в свете прожекторов и похожа на гигантский ледяной торос заостренной, замысловатой формы.

К старту "Энергии" в Центре управления построен новый большой зал с тесноватой комнаткой для прессы. Мы из-за стекла можем видеть, как работают за своими пультами специалисты, и следить за информационными экранами.

На космодроме Байконур методично выполняются последние предстартовые операции. Накануне на Байконуре начала ухудшаться погода и были опасения, что из-за обледенения придется отложить старт. Но пока все идет по графику. Старт в 6 утра по московскому времени.

В расчетное время отошел злополучный блок, из-за которого в прошлый раз автоматика выдала запрет на старт. Сегодня электроника дает "зеленый свет".

mbur82.jpg (10984 bytes)Вспыхивает в утренней степи яркое ослепительное пламя. mbur81.jpg (12084 bytes)Ракетного грохота мы здесь не слышим. Но всплеск огня и гигантские клубы дыма и здесь делают впечатляющим старт.

По линии громкой связи объявили, что первая ступень сделала свое дело, сработали пирозамки, и она отделилась от комплекса. Сегодня "боковушки" просто падают на Землю. А в дальнейшем предусмотрено их многократное использование.

Теперь "Буран" мчит вверх вторая - кислородно-водородная ступень. Внешне это похоже на полет американских кораблей "Спейс Шаттл". Там после отстрела твердотопливных ускорителей также корабль летит вверх с баком, напоминающим по форме центральный блок нашей "Энергии". Но это только бак, из которого черпают топливо двигатели "Шаттла". У нас работают двигатели ракеты. И центральный блок - это полноценная вторая ступень.

На высоте примерно 150 километров, когда ракета давно уже ушла из зоны видимости с космодрома, отделяется и вторая ступень. Теперь уже в дело вступает двигатель орбитального маневрирования "Бурана", "подтягивая" его вверх до двухсот шестидесяти километров. Через полвитка дается еще один импульс кораблю, и его орбита становится круговой.

А вторая ступень, сделав свое дело, приземляется в Тихом океане, чтобы не засорять окрестности нашей планеты. Если бы понадобилось, она могла бы сделать маневр и развернуть "Буран" так, чтобы он мог приземлиться на Байконуре или каком-то запасном аэродроме.

Теперь начинается этап проверки всех систем орбитального корабля, работающего в автоматическом режиме. Только не должны раскрываться створки грузового отсека и поэтому не проверяется работа системы терморегулирования, "радиаторы" которого расположены на внутренней стороне "створок".

Специалисты считают, что полет на орбите вряд ли сулит какие-то неожиданности. Он принципиально не отличается от полета "Союзов", "Мира". Но испытания есть испытания. И все, что может быть проверено в коротком двухвитковом полете, проверяется. На Землю идет огромный поток информации. Чтобы не потерять ее, работают наземные пункты приема, два морских корабля космического флота вышли в Атлантический океан и два в Тихий. Для ретрансляции используются четыре типа советских спутников связи, несущих вахту в космосе. Идущий сейчас в Центр управления полетом поток информации поистине бесценен для создателей орбитального корабля.

Но самый волнующий этап полета - приземление. Беспилотный корабль посадить сложнее, чем пилотируемый, и посадка "Бурана" открывает новую страницу в истории космонавтики. Такое происходит в первый раз.

Срабатывает двигатель орбитального маневрирования. Получив тормозной импульс, "Буран" сходит с орбиты и устремляется вниз к Земле под определенным углом. Спуск достаточно крутой. Если сделать его пологим, то корабль "чиркнет" по атмосфере и сделает "блин" точно камешек, брошенный вдоль поверхности воды.

Стотонная махина врывается в атмосферу все же с большой скоростью. "Буран" падает достаточно круто, а не полого, как снижаются обычные самолеты. И тепловые нагрузки, возникающие из-за сопротивления атмосферы, огромные. "Буран" врывается в нее своим днищем, покрытым черными керамическими плитками. Быстро его охватывает слой раскаленной плазмы. И керамика должна выдержать эту огненную атаку, не дать перегреться кораблю. Она обладает способностью аккумулировать внутри себя тепло, не пропуская его к стенкам. А потом после посадки быстро сбрасывать тепло в атмосферу. Нам рассказывали, что когда эту керамику помещали в печку и затем вынимали, она была красной внутри от накопленного жара, а поверхность тем не менее можно было спокойно потрогать рукой. И вот теперь она впервые держит космический экзамен не в печке, не на макете корабля, а на самом "Буране".

Задача перед кораблем стоит сложная: надо снизить скорость от космической до безопасной посадочной, такой же, скажем, как для обычного истребителя. На американских кораблях "Спейс Шаттл" самолетом управляет экипаж. Дело упрощается еще тем, что корабль садится на дно гигантского соленого озера и может катиться в любом направлении. "Буран" испытывается в беспилотном режиме и сесть должен на посадочную полосу Байконура. Правда, полоса эта отличается от обычных.

Она сделана из армированных бетонных плит толщиной 48 сантиметров. Ширина ее 84 метра, длина 4,5 километра. Качество покрытия такое, что на протяжении 3 метров шероховатость не превышает 3 сантиметров.

Полоса - лишь часть посадочного комплекса, задача которого - обнаружение, навигация и посадка орбитального корабля. Здесь множество радиосредств ближней и дальней связи. "Сердце" всего этого комплекса - ОКДП - объединенный командно-диспетчерский пункт Ему передается управление на самом финише приземления "Бурана". В зависимости от направления ветра он может подлететь с востока и запада. С каждой стороны есть так называемая ключевая точка. "Буран" должен прийти в нее с большой точностью до сотен метров, что-бы попасть на полосу. Эта точка находится на высоте 10 километров и удалении около 25 километров от ОКДП. Вторая ключевая точка, играющая контрольную роль, - на высоте 4 километров и удалении 10 километров.

В Главном зале управления ОКДП с волнением следит за полетом группа управления и анализа. В соответствии с поступающей информацией отсюда ведется и наведение самолета сопровождения, который поднялся в воздух, чтобы, сблизившись с космическим самолетом, передавать его телеизображение на Землю. Судя по изображению, все идет нормально. Шасси выпушены. Можно производить посадку.

Телекамеры, расположенные вдоль полосы посадки, позволяют операторам и снизу видеть, как снижается "Буран" - идет ли по осевой линии полосы или отклоняется.

Теперь наступает сложный участок, хотя он, как и все предыдущие, многократно испытывался. После первого касания "Буран" в автоматическом режиме должен затормозить свой бег по полосе и полностью погасить скорость.

- Есть касание!

Сзади "Бурана" надуваются купола тормозного парашюта. И вот он замирает на бетонной полосе.

В зале вспыхивают аплодисменты. Два исторических кругосветных путешествия завершены.

Б. Коновалов.
спец. корр. "Известий".


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru