Известия
5 декабря 1988 года

Зачем нам нужен "Буран"
Беседа с главным конструктором космических кораблей многоразового использования Ю.Семеновым

semenov.gif (36219 bytes)

Юрий Павлович Семенов родился в 1935 году. Окончил Днепропетровский государственный университет. Свою производственную деятельность он начал в конструкторском бюро под руководством М.К.Янгеля. Затем перешел в КБ С.П.Королева. В настоящее время - заместитель генерального конструктора НПО "Энергия" академика В.П.Глушко, главный конструктор "Бурана", пилотируемых кораблей и станций. Ю.П.Семенов - Герой Социалистического Труда, член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий.
- Бесспорно, "Буран" - выдающееся научно-техническое достижение. Но всякий проект должен быть всесторонне обоснован. Если оставить в стороне вопрос грузоподъемность, то функционально реализовано только одно новшество - теперь можно возвращать грузы с орбиты, и причем довольно крупные. В то же время большинство спутников за время своей работы, а сейчас эти сроки доходят до пяти лет, морально стареют, и использовать их повторно после ремонта было бы неразумно. Какой вам представляется оправданная сфера применения "Бурана"?

- Возврат на Землю спутников, отработавших свой ресурс, для повторного запуска или просто их доставка с орбиты в связи с непредвиденными отказами - это только лишь одна из задач, которая может быть решена кораблем "Буран". Здесь особого "навара" трудно ожидать, если учесть, как вы правильно отмечаете, что с течением времени происходит моральное старение спутников. Запуск комплекса "Энергия-Буран" только с этой целью, как правило, действительно экономически невыгоден. Это прежде всего касается стандартных, крупносерийных аппаратов - таких, как спутники связи, метеорологические и другие. Но в отдельных случаях может оказаться крайне важен возврат на Землю уникального и очень дорогого исследовательского комплекса. Разумеется, доставка неисправных спутников с атомными установками всегда будет оправданной, так как в противном случае возможно радиоактивное загрязнение атмосферы и поверхности Земли.

Но все же задачу возврата мы рассматриваем как попутно решаемую, а основная - запуск дорогостоящих объемов, оснащаемых уникальными научными инструментами - например, крупным оптическим телескопом со сложным электронным оборудованием. Другими примерами могут служить проекты, требующие создания на орбите больших радиотелескопов, антенных систем, солнечных орбитальных электростанций, межпланетных комплексов, то есть крайне дорогостоящих сооружений, создаваемых в единичных экземплярах и требующих обслуживания манипуляторами, роботами и квалифицированными специалистами. Естественно, что все это разумно выводить в космос одним рейсом.

Корабль "Буран" может также в отдельных случаях использоваться в качестве космической научно-исследовательской лаборатории, в ходе полета которой может быть проверена в реальных условиях работоспособность какого-то очень важного комплекса аппаратуры с тем, чтобы после возврата на Землю продолжить разработку в условиях полной ясности. Целый ряд модификаций конструкции и систем пилотируемых аппаратов появился благодаря космонавтам, наблюдавшим их на орбите, работавшим с ними в космосе, ремонтировавшим в процессе полета. С появлением корабля "Буран" можно применить этот ценный опыт и к беспилотным околоземным аппаратам.

Когда в 1986 г. принималось решение о подъеме орбиты проработавшего пять лет комплекса "Салют-7"-"Космос-1686" для длительных ресурсных испытаний в автоматическом режиме, уже тогда рассматривался вариант использования корабля "Буран" для возвращения отдельных блоков станции на Землю в период 1995-2000 гг. Эта операция даст в руки специалистов поистине бесценные данные о поведении конструкции, материалов и аппаратуры. Только одно это мероприятие может с лихвой заменить все наземные исследования, проводимые сегодня в этом направлении, и дать огромный экономический эффект.

Это только ряд задач, которые предполагается решать с использованием корабля "Буран".

- "Буран" может поднять в грузовом отсеке 30 тонн на высоту 250 километров. Но это же, в сущности, можно сделать с помощью двух запусков ракеты "Протон", состыковав в космосе выведенную ими полезную нагрузку. Это будет гораздо дешевле использования более мощной и дорогостоящей ракеты "Энергия". На прошлогоднем конгрессе Международной астронавтической федерации представитель Министерства общего машиностроения СССР О.Н.Шишкин заявил, что, по мнению советских специалистов, корабли многоразового действия неразумно использовать для вывода грузов на орбиту – одноразовые ракеты предпочтительнее с экономической точки зрения. Не изменилась ли позиция советских специалистов?

- Принципиально позиция советских специалистов не изменилась, кроме тех аспектов, о которых мы уже говорили. В основе этой точки зрения - стоимость выведения на орбиту одного килограмма груза. Вопрос ее снижения по-прежнему является актуальнейшим. Не секрет, что и у нас, и за рубежом один килограмм выводимого груза обходится в тысячи рублей (так же, как и долларов). И ракета-носитель "Энергия" - не исключение из правила. Пока еще в комплексе "Энергия-Буран" многоразовым является только корабль. Ракетные блоки - одноразовые, и это в значительной степени удорожает каждый запуск. Поэтому сейчас ведутся проработки по спасению ракетных блоков и их повторному использованию, но здесь следует отметить, что доведение ракеты-носителя до многоразового ее использования - сложная и дорогая задача. В значительной степени окупаемость затрат на эти работы зависит от ожидаемой частоты пусков ракеты-носителя "Энергия" в будущем. Не менее важный вопрос - надежность возвращенных блоков. Американские специалисты несколько дальше продвинулись в этой области (в системе "Спейс Шаттл" они спасают твердотопливные ускорители), и, как показал их опыт, повторное использование требует проведения дорогостоящих работ, что практически сводит на нет экономический эффект.

Пока еще одноразовые средства выведения обходятся дешевле. Поэтому отечественную космическую программу предполагается строить на разумном сочетании средств выведения. Наряду с комплексом "Энергия-Буран" и в дальнейшем предполагается использовать одноразовые ракеты.

Американские специалисты в отличие от нас в качестве основного средства во всех случаях выведения используют систему "Спейс Шаттл". Это делается от безысходности, так как в свое время основные средства были сосредоточены на разработке этой системы и недооценены одноразовые более дешевые средства выведения. Создание их было прекращено. Сегодня это решение признано ошибочным и организовано производство одноразовых ракет "Дельта-2".

Советские конструкторы, владея средствами выведения различной грузоподъемности и операциями автоматической стыковки на орбите, могут осуществить практически любые проекты, требующие создания крупных объектов. Примером может служить обсуждаемый в настоящее время проект марсианской пилотируемой экспедиции массой более 450 тонн. Межпланетный аппарат предлагается собирать на орбите Земли из отдельных блоков, выводимых ракетой "Энергия" с участием корабля "Буран".

- Высота опорной орбиты "Бурана" - 250 километров. Долговременные орбитальные станции, например "Мир", работают на более высоких орбитах - порядка 450 километров. Значит, чтобы состыковаться со станцией, нужно, кроме 14 тонн топлива, иметь еще добавочные баки. Их можно сделать только за счет полезной нагрузки. Тогда сколько же останется из 30 тонн возможной полезной нагрузки, если "Буран" должен будет подниматься на высоту 450 километров?

- Естественно, одной из основных задач "Бурана" является обслуживание орбитальных комплексов и отдельных спутников, рабочие орбиты которых могут быть достаточно высокими - 450 километров и выше. "Буран" располагает такими возможностями, в том числе и необходимыми емкостями топливных баков. Действительно, максимальная заправка баков равна 14 тоннам. При этом, когда необходимо вывести полезный груз массой до 30 тонн на опорную орбиту 250 километров с наклонением 51,6°, заправка составляет 8 тонн. При заправке в 14 тонн "Буран" может совершать орбитальные переходы до высот 450 километров с массой полезного груза 27 тонн. В случае необходимости повышения высот до 800-1.000 километров предусмотрена возможность дооснащения "Бурана" топливными баками с дополнительной заправкой еще 14 тонн топлива.

- "Буран" - грузо-пассажирский корабль, по назначению такой же, как "Союз". Но ведь только одна из четырех "боковушек" "Энергии" в состоянии поднять на орбиту 12 тонн полезной нагрузки. Это дает возможность создать новый транспортный корабль на пять тонн тяжелее "Союза", который обладал бы достаточным запасом топлива для маневрирования, мог везти больше грузов, а запуск его обходился бы неизмеримо дешевле. Не получится ли, что, создав "Буран", мы будем "стрелять из пушки по воробьям"?

- Действительно, как вы их назвали, "боковушки" созданы на базе серийной ракеты-носителя. И мы рассматриваем в будущем возможность создания чисто грузового корабля на базе этого носителя, который должен прийти на смену нынешнему "Прогрессу". Мы предполагаем уменьшить стоимость доставки одного килограмма груза этим кораблем на станцию почти наполовину по сравнению с "Прогрессом". Но это решение, я думаю, следует рассматривать как временное, до появления многоразового грузо-пассажирского комплекса (многоразового разгонного блока и корабля) меньших по сравнению с системой "Энергия-Буран" размеров.

Создать же многоразовый грузо-пассажирский комплекс требуемой размерности на базе одной "боковушки" "Энергии" технически не представляется возможным. А делать аналог "Союза" только большего размера, по-моему, экономически нецелесообразно.

Вопрос создания максимально многоразового грузо-пассажирского комплекса для регулярного обслуживания орбитальных станций сегодня актуален и рассматривается как у нас, так и за рубежом - в США, Франции, Японии.

Для обслуживания станции "Мир" сегодня мы располагаем кораблями "Прогресс", "Союз", которые пока еще значительно дешевле существующих многоразовых средств. "Буран" может участвовать в отдельных экспериментальных операциях совместно со станцией "Мир". Это входит в наши планы.

- Только первоначальные затраты США по проекту "Спейс Шаттл" превысили 10 миллиардов долларов. А каковы наши? И когда можно ожидать, что космический комплекс "Энергия-Буран" оправдает вложенные средства? Благодаря каким научно-техническим направлениям это может произойти?

- Затраты на создание системы "Энергия-Буран" соизмеримы со стоимостью программы "Спейс Шаттл". Бесспорно, что эти комплексы внешне имеют много общего. Но при этом надо подчеркнуть, что система Энергия-Буран" имеет ряд технических преимуществ по сравнению с американской и создана с использованием отечественных инженерных решений, материалов и технологий. Это надо рассматривать не только как крупнейший шаг в космонавтике. Хотя все эти разработки и сделаны применительно к этой системе, но использование их в повседневной жизни уже сегодня может принести нашему народному хозяйству многомиллиардные доходы, значительно превышающие затраты на космические исследования.

Немалую пользу принесут развитые методы испытаний сложных технических систем, универсальные высоконадежные вычислительные комплексы, методы разработки и отладки программного обеспечения. Нельзя недооценивать значение эффективных средств автоматической диагностики и прецизионных систем измерения физических параметров, телевизионных систем отображения и видеорегистрации информации с высокой разрешающей способностью, чувствительностью. Все это сделано на уровне мировых достижений. Помимо экономической целесообразности, оснащение нашей авиации средствами всепогодной посадки, внедрение дистанционных средств контроля и управления с использованием каналов связи через спутники-ретрансляторы на все виды транспорта, применение в атомной энергетике вычислительного комплекса управления со встроенной системой диагностики позволит избавить нас от многих мытарств и возможных трагедий. И это лишь несколько примеров "побочного" использования достижений, полученных при разработке комплекса "Энергия-Буран".

- Создается впечатление, что "Буран" станет жизненно необходим только с появлением больших орбитальных станций, космических заводов, когда надо будет наладить большой грузопоток по трассе "Земля-космос-Земля" и перевозить много людей. Не ошибаюсь ли я?

- Да, у нас и за рубежом самым серьёзным образом ведутся исследования, связанные с изучением возможности организации на орбите производств материалов в интересах различных отраслей промышленности, биопрепаратов для медицины со свойствами, которые не могут быть получены в земных условиях. Представляется, что такие работы дадут ощутимые результаты уже в следующем десятилетии. Но эти работы связаны с большим грузопотоком по трассе "Земля-космос-Земля". И корабль "Буран" незаменим для возврата на Землю продукции этих производств.

Надо отметить, что в составе орбитальных комплексов будущего, безусловно, будут уникальные инструменты, большие сложные форменные конструкции, энергетические системы, которые немыслимо развернуть без участия в этих работах корабля "Буран".

Доставка "Бураном" на орбитальные комплексы только людей вряд ли когда-нибудь будет целесообразна.

Но, как уже отмечалось, у "Бурана" есть и самостоятельные задачи, не связанные с обслуживанием будущих орбитальных комплексов.

- Ракета "Энергия" открывает простор для создания больших спутников, орбитальных и межпланетных станций. Но она со всей остротой ставит вопрос о дороговизне космических проектов. Видимо, разумный выход из положения - международная кооперация. Готовы ли вы предложить международному сообществу использовать ракету "Энергия" на паевых началах?

- Вы правы, "Энергия" открывает поистине неограниченные возможности по освоению космоса. Но также хорошо известно, что дальнейшее продвижение вперед сдерживается большими затратами, которых не избежать, принимая к реализации тот или иной проект.

Все более или менее простые задачи, которые потребовали относительно малых затрат, уже решены. Проекты будущего, безусловно, требуют вовлечения в них научно-технического потенциала мирового сообщества. Отдельные проекты немыслимо реализовать усилиями только одной страны, как бы она ни была богата. К примеру, возьмем осуществление пилотируемой экспедиции на Марс или организацию непосредственной связи для каждого жителя Земли, находящегося в любом ее уголке. Решение этой проблемы связано с необходимостью выведения на стационарные орбиты многотонных спутников-ретрансляторов, оснащенных большими многометровыми приемными и передающими антеннами. С появлением ракеты-носителя "Энергия" запуск таких спутников стал вполне реальным. А вот для производства сотен миллионов наземных автономных портативных радиотелефонных аппаратов необходима международная кооперация на долевых началах. Таких проектов можно перечислить десятки. Думается, что международная обстановка сегодня позволяет оптимистически смотреть на создание общепланетной кооперации.

Мы за то, чтобы космос стал ареной мирного международного сотрудничества, и готовы предоставить комплекс "Энергия-Буран" для общепланетного использования.

Беседу вел Б.Коновалов, научный обозреватель


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1999-2008
E-mail: buran@buran.ru