Летающий аналог БТС-02 ОК-ГЛИЛизинг летающего аналога ОК "Буран"

БТС-02 ОК-ГЛИ на чужбине
(все фотографии страницы раскрываются до макс.размерности 800 пикс., RGB, размер каждой около 100kb)

Прибытием 22 февраля в австралийский порт Сидней закончился трехмесячный морской путь самолета-аналога орбитального корабля "Буран" БТС-02.

Не все проходило гладко, но все трудности, связанные в первую очередь с габаритами и уникальностью груза, были преодолены.

Первоначальные сложности возникли уже на площадке в ЛИИ им.М.Громова при отстыковке демонтируемых агрегатов (напомним, что для выбранной схемы транспортировки было необходимо отстыковать консоли крыла, киль, снять двигатели с мотогондолами, а фюзеляж с отстыкованными стойками шасси поместить на специальный автотранспортер). После снятия пенопластовой имитации теплозащиты и открытия стыковых зон стало ясно, что БТС-02 делали если не на века, то на совесть. Участвовавшим в разборке рабочим пришлось, неоднократно вспоминая добрым русским словом тушинских сборщиков, практически высверливать (!) весь крепеж фланцевого стыка крыла с фюзеляжем.

Все имеющееся в ЛИИ подъемно-разгрузочное оборудование оказалось не приспособленным для такого рода операций, и в конечном итоге пришлось привлекать дополнительный 90-тонный кран. Только после этого уникальный автопоезд смог доставить изделие на берег Москвы-реки для погрузки на специально оборудованную баржу. Но здесь при перегрузке фюзеляжа (краном грузоподъемностью 350 т) возникла новая проблема: стропальщики в течении нескольких дней оказались просто не в состоянии работать со столь сложным грузом - ведь фюзеляж самолета-аналога по сути оказался хотя и очень тяжелым (более 50 т), групногабаритным, но в то же время и хрупким тонкостенным грузом! Из-за существенного изменения массово-габаритных характеристик сложно определялся даже центр тяжести конструкции! Критичность ситуации усугублялась отпущенными сроками: необходимо было успеть до начала ледостава и сезонного закрытия системы шлюзов между Москвой и Санкт-Петербургом. Но все завершилось благополучно, и 30 октября 1999 г. москвичи могли наблюдать уникальное зрелище - встречу двух "Буранов", когда БТС-02 проплывал мимо аттракциона в Парке Горького. Проводка баржи, толкаемой двумя буксирами, по системе шлюзов общей протяженностью более 1500 км, осуществлялась английской фирмой Brambles Project Services, причем при проходе под некоторыми мостами на Москве-реке зазор составлял всего несколько сантиметров.

В Санкт-Петербург прибыли без приключений, и после двухнедельной задержки, вызванной таможенными формальностями, груз отправился морским путем в Швецию.

При подходе к шведским территориальным водам судно встретил патрульный самолет, сделавший несколько заходов (по словам оцевидцев, сильно смахивавших на боевые). После самолета появился вертолет береговой охраны, долго допытывавшийся по рации: "Что везете?" И это не смотря на то, что кроме полностью открытого самолета-аналога, на палубе ничего не было. После ответа: "Везем космический корабль", последовали расспросы: "А зачем?", пристальное внимание и сопровождение до самого причала.

Вообще на общей настороженности Швеции нужно остановиться особо - порой дело доходило до курьезов. При первом взгляде на массивный фюзеляж шведы всегда безошибочно узнавали ... русскую подводную лодку!

Озабоченность шведов нашими подводными лодками носит поголовный характер. По рассказам наших сопровождавших груз специалистов, местные шведские СМИ до сих пор ловят у себя примерно по одной российской подводной лодке в месяц. На наши неоднократные недоуменные вопросы: "Что может быть нужно нашим лодкам в шведских территориальных водах?", - патриотичные шведы искренне удивлялись: "Как что, а наши фьорды?". Следовавший затем вопрос нашей стороны: "А зачем нам ваши фьорды?" вызывал крайнее изумление и полное непонимание таинственной русской души.

Дальше многократно происходивший разговор протекал примерно так: после сообщения наших специалистов, что перед ними - шаттл, следовал вопрос: "Американский?". На ответ: "Нет, русский", -удивление шведского собеседника уже не имело границ: "А разве у русских был шаттл?". И с грустью нужно отметить, что в разговорах со шведской стороны зачастую участвовали компетентные в авиации специалисты: например, как только стало известно о прибытии в Гетеборг БТС-02, в порту появилась делегация авиаконцерна SAAB.

Интересная деталь: с целью сохранения чистоты акватории порта российская баржа (и буксиры) сразу по прибытию были окружены по периметру плавающими гибкими понтонами для улавливания возможных утечек ГСМ. Излишне добавлять, что за все время следования по российским территориальным водам подобной экологической озабоченности не возникало.

TAMPA
Фото для сайта любезно предоставил Дмитрий Фешин, Австралия

В Гетеборге произошла 6-недельная задержка из-за отсутствия судна подходящего размера, пока в порт не прибыл контейнеровоз "Tampa" дедвейтом 49326 т (справа на фотографии судно с красным бортом). На борт судна самолет-аналог был перегружен 350-тонным краном, причем для этой операции пришлось перекантовать контейнеры, приварив электросваркой транспортную оснастку фюзеляжа к верхней палубе.

Перегрузка в порту Перегрузка на причале

Во время морского перехода австралийская фирма BSC организовала "утечку" информации, из-за которой встреча БТС-02 в сиднейской бухте Darling Harbour была организована с большой помпой. Четыре канала австралийского телевидения вели прямой репортаж о прибытии аналога "Бурана", встретив его на 4-х вертолетах еще в нейтральных водах, и о последующей разгрузке. В порту груз встречала официальная делегация, в составе Генерального консула России, американского астронавта австралийского происхождения Эндрю Томас и официальных представителей мэрии Сиднея.

Церемония широко освещалась зарубежными информационными агенствами и прессой. Интересный штрих: в репортажах в связи с прибытием БТС-02 в Австралию в местных газетах программа по созданию многоразового космического корабля "Буран" оценивается в 22 млрд. долларов (скорее всего, австралийских).

Грузовые операции в порту Сиднея На земле Австралии

Как это не странно на первый взгляд, при подходе австралийская сторона потребовала продекларировать все без исключения деревянные детали, их количество и расположение в составе груза для последующей санитарной обработки для исключения занесения на континент вредителей древесины. Обработаны были даже рукоятки инструмента (молотки, двуручные пилы и т.п.)

Панорама причала
Фото для сайта любезно предоставил Дмитрий Фешин, Австралия

При разгрузке нестандартность груза еще раз показала свой крутой нрав: из-за сложности операции все работы на терминале были прерваны на 2 часа. Представитель терминала г-н Patrick впоследствии рассказал журналистам, что разгрузка на терминале Darling Harbour осуществлялась двумя кранами грузоподъемностью 120 и 47 тонн соответственно. Разгрузка фюзеляжа с контейнеровоза осуществлялась в условиях его швартовки левым бортом, после чего была проведена перешвартовка (!) судна, и дальнейшая разгрузка происходила в штатном режиме с правого борта. Позднее, в конце февраля, вся операция была повторена в обратном порядке, когда БТС-02 на барже был доставлен в р-н Пирмонт. Несомненно, наиболее экзотическое зрелище представляла перегрузка фюзеляжа 80-тонным самоходным краном на экспозиционную площадку. В настоящий момент агрегаты самолета-аналога находятся на площадке временного хранения перед казино в Пирмонте.

Лизингополучатель - Компания Buran Space Corporation (BSC) создана в сентябре 1999 года с целью сборки и обслуживания БТС-02, согласно 9-летнего контракта с НПО "Молния". Самолет-аналог приобретается в лизинг с целью реализации туристических и общеобразовательных программ. Компания надеется на посещение экспозиции не менее 500000 посетителями в год, что должно привести к созданию новых рабочих мест и притокам капиталов. В образовательном аспекте экспозиция создает уникальную возможность для австралийских студентов получить знания, ранее недоступные в Австралии. Выставочный комплекс включает в себя экспозиционную площадку, аудио-визуальный зал, собственно БТС-02 и зону розничной торговли. Он будет развернут на площадке временного казино в самом престижном районе Сиднея. По достигнутой договоренности, экспозиция продлится не менее 2-х лет (перед перевозкой в другие регионы Австралии), во время которых никаких работ внутри БТС-02 после его сборки производится не будет.

Экспозиция "Russian Space Shuttle" в Сиднее - репортаж Ольги Гусевой


Другие этапы:
Инвентаризация Расстыковка Демонтаж Транспортировка Эксплуатация
переход к интерьеру кабины переход к инвентаризации хвостовой части фюзеляжа переход к инвентаризации отсека полезного груза
Возврат к подготовительным операциям
переход к демонтажу киля переход к демонтажу мотогондол ВРД АЛ-31Ф переход к демонтажу стоек шасси переход к демонтажу крыла
переход к речной транспортировке Текущая страница

Дополнительный фотоархив испытательных полетов самолета-аналога "Бурана"  (БТС-02 ГЛИ) в ЛИИ им.Громова. Все приведенные в дополнительном фотоархиве фотографии являются исключительной собственностью ОАО "НПО Молния" 

БТС-02 ГЛИ на МАКС-99 Самолет-аналог БТС-02 ГЛИ на авиасалоне МАКС-99 (фоторепортаж)
Смотри также "История "Бурана"
Летающие аналоги БТС-02 ГЛИ

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИпереход к беспилотным КА БОРпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2007
E-mail: buran@buran.ru

Rambler's Top100 Service