8. Нефинансовые выгоды

В качестве нефинансовых выгод мы будем понимать такие выгоды от реализации проекта МАКС, которые нельзя напрямую выразить в конечном размере финансовой прибыли. Такими выгодами могут быть косвенный подъем экономики, вызванный широким гражданским использованием узких ракетно-космических технологий, экономия сырьевых ресурсов в традиционных отраслях промышленности, полученная при внедрении (передаче) разработанных внутри проекта технологий, а также различные положительные геополитические аспекты, возникающие с наличием у государства (группы государств) МАКС.

 

8.1 Аспекты военного применения МАКС

Являясь экономически эффективной системой по выводу полезной нагрузки в космос и имея прекрасные коммерческие перспективы, МАКС, которая изначально задумывалась и как оборонительная система, имеет хорошие перспективы военного использования. К военным возможностям МАКС в первую очередь необходимо отнести [8]:
» способность МАКС вести разведку в реальном масштабе времени, появляясь над нужным регионом планеты в течении 2...2,5 часа после запуска;
» мобильная инспекция космических аппаратов на орбите ИСЗ;
» "...МАКС может действовать в широком диапазоне космических высот. В специальном варианте с разгонным блоком эта система достигает и наивысших, геостационарных орбит. Такая техника позволит вести действительно воздушно-космические действия и борьбу за ближний космос, преодолевая нынешний разрыв между самолетами и космическими аппаратами. МАКС способен быть еще и "космическим истребителем", способным уничтожить космический эшелон возможного противника" [8, стр.7];
» "...МАКС способен успешно решать задачи нанесения ударов высокоточным оружием по сильно защищенным объектам на Земле. Например, по корабельным группировкам, в том числе и по авианосным соединениям и группам, по главным центрам управления агрессора. При этом МАКСы смогут взаимодействовать с самолетами Дальней и морской ракетоносной авиации. МАКС способен выполнять важнейшие задачи обеспечения такого совместного удара - целеуказания, радиоэлектронного подавления противника, разведки результатов удара" [там же];
» "...МАКС может быть системой двойного базирования, т.е. космический самолет способен базироваться не только на земном аэродроме, но и длительное время может летать на орбите, пристыковавшись к околоземной станции (типа "Мир"). В этом случае оперативность действий многоразовой системы сильно возрастает" [там же].

Для сохранения возможностей военного применения МАКС, созданного в рамках международного консорциума, Россия должна обладать способностью воспроизвести все ключевые технологии, на которых базируется МАКС. Другими словами, Россия должна самостоятельно (параллельно с коммерческим МАКСом, созданным внутри консорциума), построить свою МАКС, действующую в интересах Министерства обороны. Для сохранения обладания ключевыми технологиями МАКС совокупная доля Российской стороны в составе консорциума должна быть максимальной (таблица 5.1), причем государственные (геополитические) интересы России в консорциуме должен представлять государственный орган (например, Российское авиакосмическое агентство - РАКА).

 

8.2 Сопутствующие выгоды

Практика показывает, что при широком внедрении получаемых в космических разработках технологий общая экономическая выгода, по экспертным оценкам, в несколько раз превышает объем вложенных средств. Это является главной причиной, почему развитые экономические страны расходуют большие средства на космонавтику, не имея реальных и быстрых перспектив их коммерческой окупаемости. В частности, по исследованиям американских фирм "Математика инкорпорейтид" и "Чен иконометрик инкорпорейтид" [2, т.4, стр.125], каждый доллар, вложенный NASA в программу "Аполлон" (Apollo) по высадке человека на Луну, обеспечил для США прибыль в 14$. Отчет Мидуэсткого исследовательского института подтвердил, что затраты ($52 млрд.) на гражданские, космические, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы окупились к 1970 г. и продолжали приносить прибыль, которая к 1987 году оценивалась в $181 млрд.

Разработка системы "Энергия-Буран" дала народному хозяйству СССР около 600 новейших достижений [2, т.4, стр.41], в том числе в области создания материалов - более 90, в области технологий и оборудования - около 260, систем автоматики и управления - почти 20, уникальных программных комплексов и модулей - 90. Зарегистрировано 400 изобретений, 20 патентов, 100 лицензий. Расчетный экономический эффект при условии внедрения изобретений в промышленность оценивается в 9 млрд.руб. (по курсу 1988 года).

По свидетельству английской газеты "Independent", отказ от реализации программы "Hotol" (Ан-225 INTERIM-H, см. таблицу 3.5), замедлил разработку современных материалов, электроники и программного обеспечения компьютеров, создаваемых в Великобритании. Этот перечень примеров побочных выгод, возникающих при разработке новых образцов ракетно-космической техники, можно продолжать долго, несомненно одно - реализация проекта МАКС вызовет аналогичный подъем в смежных отраслях промышленности стран-участниц.

Для России реализация проекта МАКС принесет специфические выгоды, связанные с экономией значительных финансовых средств, расходуемых на поддержание неоптимальной наземной инфраструктуры, доставшейся после распада СССР. В настоящее время все пусковые площадки для запуска средних и тяжелых РН (РН "Зенит" и "Протон") расположены на Байконуре, на территории суверенного Казахстана. Только с Байконура Россия может осуществлять пилотируемые полеты в космос. По межправительственному соглашению (подписано 20.12.1994) Россия взяла космодром в аренду на 20 лет, стоимость аренды составляет $115 млн. ежегодно. Нетрудно видеть, что при проведении 30 запусков в год арендная плата ложится дополнительным бременем (~ $4 млн.) на каждый пуск, снижая рентабельность коммерческих запусков. К существующим издержкам по космодрому Байконур необходимо добавить следующие факторы:

Для компенсации неблагоприятной ситуации с космодромом Байконур Россия вынуждена развивать северный космодром в Плесецке, переоборудуя его под запуск тяжелых ракет (РН "Зенит", в перспективе РН "Протон" и "Ангара"), и создавая новый южный космодром Свободный на востоке страны в Хабаровском крае (для запусков на ГСО). Совокупные затраты для компенсации потери Байконура (общая стоимость инфраструктуры космодрома по зарубежным экспертным оценкам [2] составляет более $52 млрд.) в долгосрочной перспективе намного превышают размер финансовых средств, требуемых для реализации МАКС.

Серьезной экономической и экологической проблемой современных наземных космодромов является наличие значительных зон отчуждения, предназначенных для падения отработавших ступеней РН. Так, вокруг космодрома в Плесецке пришлось отчуждать почти 80 тысяч квадратных километров, а вокруг Байконура - и все 105 тысяч, которые приходятся на шесть регионов в России, на земли ныне суверенных Казахстана, Туркмении и Узбекистана. Вокруг строящегося восточного космодрома придется отчуждать 200-300 тысяч квадратных километров тайги, мирясь с возможными лесными пожарами после каждого запуска.

В то же время, реализация проекта МАКС, представляющего собой по сути воздушный космодром с сравнительно дешевой наземной инфраструктурой, способный осуществлять всеазимутальные запуски в любой географической точке России и мира, позволит избежать основной доли (до 80%) средств, выделяемых на поддержание Байконура и перенос инфраструктуры наземных запусков на российскую территорию.

 

8.3 Выгоды иностранных партнеров

Помимо прямой коммерческой выгоды (см. раздел "7.Финансовый план") иностранные партнеры (в первую очередь страны ЕКА и Япония) получают непосредственный и прямой доступ к самостоятельным пилотируемым полетам в космос. Более того, этот доступ связан с участием в самом высокотехнологичном проекте, каким является Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС).

Общеизвестно, что самостоятельные попытки стран-членов ЕКА в области создания многоразовых пилотируемых и беспилотных систем потерпели неудачу (проект воздушно-космического самолета "Hermes", см.таблицу 3.5) несмотря на широкое консультационное участие российских специалистов. Основными причинами неудачи явилось отсутствие серьезных заделов в области пилотируемой космонавтики, материаловедении и недостаточный уровень ракетного двигателестроения, а также финансовые причины. Японские специалисты только подошли к решению проблем, связанных с разработкой многоразовых беспилотных космических кораблей при полном отсутствии необходимого задела в области пилотируемых полетов.

Участие в реализации МАКС позволит зарубежным партнерам в полной мере перенять большой опыт советской/российской космонавтики. Для зарубежных участников отечественный опыт актуален еще и потому, что несмотря на отсутствие прямого противостояния в области космических полетов, США самостоятельно ведут все свои перспективные разработки по ракетно-космической технике и не передают своим зарубежным партнерам освоенные космические технологии, искусственно ограничивая круг потенциальных конкурентов.

Участие в разработке и эксплуатации МАКС позволит странам-членам ЕКА окончательно решить проблему отсутствия высокоширотных европейских космодромов, зон отчуждения под них и снять все ограничения по азимуту космических запусков.


На сайте представлены выдержки из бизнес-плана и основные результаты.
 Желающим получить полный текст документа
необходимо скачать архив, нажав на кнопку справа:

Скачать архив bp_MAKS_v2000.rar с документами


возврат на homepageпереход к ОК БУРАНПОЛЕТ БУРАНАЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИпереход к беспилотным КА БОРпереход к программе СПИРАЛЬпереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайтапереход к web-мастерупереход к Space Shuttle
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
Copyright©Вадим Лукашевич 2000