Зеркало (г.Баку)
27 марта 2004 года, N 058

Сын тракториста из села Арабушагы собирал фюзеляж "Бурана"

Не так давно по московскому телевидению состоялась передача, посвященная перспективам развития российской космической авиации.

Представители космической корпорации "Энергия" рассказывали и показывали модель нового космического корабля с необычным российским названием "Клипер". А 25 февраля газета "Известия" опубликовала более подробную информацию об этом новом слове в российской космической авиации. Оказывается, это будет шестиместный корабль многоразового использования, который должен прийти на смену 30-летнему "Союзу".

Судя по всему, передача эта была ответом на заявления американского президента относительно амбициозных планов США по покорению космических пространств. По рассказам разработчиков "Клипера", он "сочетает в себе достоинства испытанного "Союза" и уникального "Бурана", так и не сумевшего стать членом космофлота..."

"Клипер" весом в 14, 5 т, легче 105-тонного "Бурана", но позаимствовал его теплозащиту и систему навигации. Он, в отличие от "Союза", может маневрировать на орбите и взять на борт вместо 3-х человек и 200 кг груза - 6 человек и 700 кг груза. Утверждается, что длительность автономного полета "Клипера" - 10 суток, а в пристыкованном состоянии его ресурса хватит на год. На орбиту "Клипер" предполагается выводить с помощью российской ракеты "Омега". Другим его достоинством является перспектива использования в целях космического туризма, поскольку экипаж из двух человек вполне справится с управлением корабля.

Читая эти сроки в газете "Известия", я поневоле вспомнил интервью нашего земляка, мало кому известного из-за секретности его работы - Физули Фараджева, генерального директора ОАО "Техно-Свар-ТМЗ", данное им выходящей в Москве газете "Азеррос". Когда его спросили, почему проект "Бурана" не нашел своего продолжения, Физули Аташ оглу ответил: "Все упиралось в деньги. Это был дорогостоящий проект, и к моменту его осуществления СССР находился на грани развала". Действительно, в ноябре 1988 года "Буран" успешно совершил беспилотный орбитальный полет и приземлился без каких-либо серьезных повреждений. Лишь при его входе в плотные слои атмосферы с космического корабля отлетело несколько из десятков тысяч термостойких плиток, составляющих защитное покрытие корпуса. Уникальность технологии плиток заключалась в том, что они выдерживали температуру плюс 1000 градусов, при этом до них можно было спокойно дотронуться рукой: "Благодаря этой технологии корпус "Бурана" не сгорал при входе в плотные слои атмосферы".

Вот тогда в своем интервью Физули Фараджев многозначительно сказал: "Еще не все потеряно. Еще есть шансы возродить проект, причем с новыми доработками..."

Читателям, конечно же, интересно узнать, кто же такой Физули Аташ оглу Фараджев, откуда родом, этот наш соотечественник, ставший одним из сборщиков фюзеляжа "Бурана", а позже - крупным предпринимателем - генеральным директором ОАО "Техно-Свар-ТМЗ"? Так вот отвечаю: Физули родился в селе Арабушагы Агсуинского района Азербайджана, в семье многодетного тракториста. Еще в школе он жадно интересовался физикой, порой своими вопросами ставя сельского учителя в трудное положение. Поэтому, чтобы закончить десятилетку, он поехал в Баку, поступил в школу-интернат N1 с физико-математическим уклоном. Дальше был МГУ, где он успешно сдал вступительные экзамены, но из-за абсолютного незнания русского языка на учебу его не приняли.

Но Физули еще с детства отличался целеустремленностью и настойчивостью. Вернувшись на родину, он поступил в ПТУ, получил престижную специальность агронома-технолога по виноградарству и виноделию. Казалось, что еще надо сельскому парню. Но Физули и не думал расставаться со своей мечтой.

В 70-х годах, по инициативе Гейдара Алиева, каждое лето сотни молодых людей сдавали экзамены в Баку для поступления в самые престижные вузы страны, по специальностям, которые в республике не готовили. Одним из этих юношей стал Физули. В 1976 году поступил в Московский авиационный институт, на факультет самолетостроения. Конкурс был огромный - 65 человек претендовали на три места. Теперь уж Физули своего не упустил - стал учиться проектированию и конструированию современных истребителей. Почти параллельно, двигаемый жаждой знания, он успешно закончил и Московский институт управления. И с двумя дипломами, полный самых радужных надежд, приехал в Баку. Однако здесь он не нашел применения своим знаниям, не смог устроиться на работу.

Откровенно говоря, меня это очень удивляет, потому что в 1973 году уже действовал Центр по изучению природных богатств Земли из Космоса при Академии наук Азербайджана, созданный по инициативе известного советского ученого Тофика Исмайлова, после проведенного в Баку международного конгресса астронавтов. В 1982 год этот центр был преобразован в научно-производственное объединение космических исследований. Готовя этот материал, я позвонил в объединение, но никто даже из старых сотрудников о Физули Фараджеве не слыхал. Глубоко убежден, что если бы Физули встретился с Тофиком, он его не упустил бы, потому что буквально селекционировал кадры для своего детища.

Как бы там ни было, в 1982 году Физули вернулся в Москву, устроился мастером участка на Мытищинском машиностроительном заводе. Работа его была строго засекречена, даже члены семьи не знали, чем он занимается на заводе. На его участке шла сборка фюзеляжа космического корабля "Буран". Он собственноручно монтировал в космический корабль термостойкие плитки. Начальство увидело в нем надежного мастера, и Физули был назначен сначала заместителем, а потом и начальником сборочного цеха. Вот так, уроженец Агсуинского района Азербайджана стал ответственным за сборку фюзеляжа "Бурана".

комментарий web-мастера: Сборка фюзеляжа "Бурана" и наклейка плиток теплозащитного покрытия осуществлялась в цехе N7 Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ) в Москве

А через некоторое время Физули перевели в сборочно-сварочный цех, где ему было доверено заниматься производством гермокабины "Бурана" - основной части космического корабля, которая обеспечивала полную герметичность, защищая все системы управления и создавая взаимодействие аппарата с человеком.

Даже сейчас, спустя 15 лет, этот проект считается непревзойденным достижением науки и чудом авиакосмической техники. "Однако, - еще тогда многозначительно сказал Физули корреспонденту "Азерроса", - еще не все потеряно. Еще есть шансы возродить проект, причем с новыми доработками".

Еще в период разработки "Бурана" коллектив ОАО "НПО "Молния" и ОАО "ТМЗ" - самые активные разработчики и головные изобретатели орбитального корабля, вели перспективные научно-исследовательские изыскания. Разрабатывались новые космические транспортные системы многоразового использования. Причем, более дешевые, чем система "Энергия - Буран". В итоге удалось создать систему "МАКС", на базе новых конструкционных материалов, двигателей и оборудования. "На сегодняшний день, - сказал еще в начале этого года Физули Фараджев, - эта система является самой реализуемой из всех проектов авиационно-космических систем в мире".

И действительно, был разработан и создан самолет-триплан бизнес-класса, сумевший показать свои летные качества в международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже (Франция). Этот самолет способен летать на большой высоте и выводить в открытый космос орбитальный корабль типа "Буран". "Это позволяет государству, - утверждает Физули Фараджев в газете "Азеррос", - избежать использования дорогостоящих ракет-носителей одноразового применения".

Насколько жизненно важно высокое качество термостойких плиток, можно судить о причине трагической гибели последнего американского космического корабля "Шаттл" с несколькими астронавтами на борту. Трагедия произошла, когда "Шаттл" входил в плотные слои атмосферы - неожиданно разлетелись термостойкие плитки, и американский космический корабль вместе со всеми обитателями сгорел...

На "Буране" же Физули собственноручно монтировал эти термостойкие плитки. И когда "Буран" входил в плотные слои атмосферы, с него слетело, как вы помните, всего несколько плиток из десятков тысяч, составляющих защитное покрытие корпуса этого космического корабля.

По словам журналиста Анара Касумова, в 1995 году Физули хотел принять участие в политических процессах в Азербайджане и стал баллотироваться в депутаты Милли меджлиса, собрал достаточное количество голосов, но в состав парламента все-таки не попал. Я помню, как и Керим Керимов, которого мы все знали как многолетнего председателя Государственной комиссии по запуску космических кораблей в СССР, однажды пожелал стать депутатом Милли меджлиса, но тоже неудачно...

Это не остановило Физули, он не отказался от участия в общественной деятельности и ныне является активным членом Общества азербайджанской культуры "Оджаг", участвовал в первом заседании Ассоциации азербайджанцев в Таллинне, в 1998 году - во II Конгрессе азербайджанцев в Вашингтоне, и вместе с философом Рафиком Курбановым они представляли российскую диаспору.

"Лучший предприниматель 2003 года - эту номинацию в рамках конкурса "Лучшие из лучших" московская ассоциация присудила генеральному директору ОАО "Техно-Свар-ТМЗ" Физули Аташ оглу Фараджеву. Кроме того, в прошлом году Федерация космонавтики Российской Федерации наградила нашего земляка почетной медалью им. К.Э.Циолковского.

Мне представляется, что в разработке многоразового использования "Клипер" корпорации "Энергия" есть и труд Физули, вспомните слова его разработчика Бориса Сотникова, который сказал, что "Клипер сочетает в себе достоинство испытанного "Союза" и уникального "Бурана", так и не сумевшего стать членом космофлота". "Клипер" позаимствовал его теплозащиту и систему навигации.

В целом, оглядываясь назад, мы можем гордиться такими нашими выдающимися учеными в области космонавтики, как Керим Керимов и Тофик Исмайлов. А теперь мы открыли для себя еще одного азербайджанского конструктора в области космонавтики - Физули Аташ оглу Фараджева, сына агсуинского тракториста. Наверное, нам пора подумать об активизации деятельности научно-производственного объединения космических исследований, оказания ему материальной и технической помощи для возрождения его былой славы. Было бы неплохо подумать об увековечении памяти азербайджанских ученых и конструкторов, имеющих отношение к космосу. Ведь одного моста в Баку, который в народе называют "Гагаринским", все-таки недостаточно...

Азад ШАРИФ


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru