Наш Белгород
24 июня 2005 года, N025

...И к "Бурану" тоже руку приложил!

Разговорился недавно с одним из своих приятелей, а тот неожиданно и выдал: "А знаешь ли ты, что Эм (наш общий знакомый) участвовал в создании знаменитого "Бурана"! "Я, естественно, ничего об этом не слышал. А тут еще на первом канале телевидения показали документальный фильм "Русский Шаттл" о том, как во времена космической гонки создавался отечественный летательный аппарат "Буран". Посмотрел эту ленту с чувством гордости за свою Родину и одновременно горечи от того, что судьба "Бурана" сложилась трагически: он оказался погребенным под обломками крыши огромного ангара, в котором простоял без дела долгие годы...

Примечание web-мастера: В начале февраля 2005 г. webмастер обратился к директору студии "Крылья России" Сергею Викулину с просьбой предоставить некоторые (очень ограниченные) видеоматериалы (суммарной продолжительностью менее 2 минут!) для размещения на сайте со всеми соответствующими ссылками на копирайт. Но Сергей Петрович, выяснив, что на сайте и на дисках мультимедийной энциклопедии уже есть видеоматериалы по полетам самолета-аналога БТС-02 ОК ГЛИ (предоставленными в прошлом тысячелетии НПО "Молния"), в грубой форме обвинил webмастера  в нарушении его (их?) авторских прав, заявив, что "...с пиратами (!) они не работают!"
Однако любой зритель, внимательно просмотрев указанный фильм, без труда найдет в нем эксклюзивные материалы с нашего сайта. Это фотоматериалы из личных архивов Александра Глушко и Нины Васильевны Губановой. Поэтому я берусь утверждать, что:
- Генеральный директор студии "Крылья России" Викулин Сергей Петрович;
- режиссер фильма "Битва за космос. История русского шаттла" А.Славкин
являются именно "пиратами", использовав без разрешения (и указания источника в титрах фильма) следующие эксклюзивные фотоматериалы с нашего сайта:
файлы gub3-22.jpg, gub3-4.jpg, pole5.jpg, pole6.jpg, pole8.jpg, pole9.jpg (на использованной в фильме репродукции хорошо видна чернильная клякса, присутствующая на mbur84.jpg, но вычищенная мною в последней редакции pole9.jpg), glushk05.jpg, glushk06.jpg, glushk10.jpg, glushk16.jpg, glushk17.jpg
Тем самым руководство студии "Крылья России" совершило противоправные действия, подпадающие под действия закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Ну это так, к слову...

Я позвонил Эму и предложил встретиться. Евгений Эм, белгородский предприниматель, сначала долго отнекивался. Мол, подписку давал о неразглашении тайны, но потом все же уступил моим просьбам.

Он окончил в 1985 году Харьковский авиационный институт, получил диплом и направление на Смоленский авиационный завод. Вот там-то и пришлось вчерашнему студенту участвовать в создании большегрузного самолета - так официально называли тогда "Буран". В создании "Бурана" задействованы были практически все заводы страны. На каждом делалась какая-то конкретная деталь, об истинном предназначении которой мало кто догадывался. На Смоленском авиазаводе изготовляли части фюзеляжа и крыла - так называемые оперения киля. Цех, где производились работы, был огромным: пятьдесят метров в ширину и двадцать пять в высоту.

На предприятии соблюдался режим строгой секретности. Пропуска тщательно проверяли на проходной авиационного завода, а также при входе в цех.

В те годы стране Советов нужно было не отстать в космической гонке, и поэтому к созданию летательного аппарата были привлечены лучшие умы. Над фюзеляжем работали высококвалифицированные специалисты со среднетехническим и высшим образованием. Здесь же, в цехе, ели и спали - время поджимало. Никакой текучести кадров не было. Одно слово - секретность! Какие-то технические недоработки, выявленные при испытаниях, - исправлялись только смоленцами. Другим заводам это не доверялось. По словам Е. Эма, работа была сверхнапряженной, но платили хорошо. Создатели русского "шаттла" получали в месяц по 800-1000 рублей. Правда, к 1988 году зарплату "бурановцам" урезали, и это не лучшим образом, сказалось на настроении рабочих.

Технолог Евгений Эм в то время часто ездил в Москву для консультаций по устранению различных дефектов и поломок. При создании "Бурана" использовались американские чертежи, добытые советской разведкой.

Самолет-гигант строили три года. Космонавт, который должен был испытывать "Буран", не дожил до этого знаменательного дня - умер. Первый полет космического челнока был беспилотным, проходил в автоматическом режиме. На испытаниях Евгению поприсутствовать, увы, не пришлось. До сих пор об этом сожалеет...

Игорь ПОДБЕЛЬЦЕВ


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru