Вечерняя Уфа (г.Уфа)
28 августа 2005 года, N161

Дети Галактики

...И могучий "Буран" стал аттракционом в парке

Человек впервые поднялся в космос в апреле 1961 года. И первые годы этой новой эры события нарастали взрывоподобно - через 4 года после запуска первого спутника взлетел Гагарин, еще через 4 года Леонов вышел в открытый космос, еще через 4 года Армстронг ступил на Луну, еще через 2 года появилась первая орбитальная станция... Но было ясно - долго так продолжаться не может.

Можно ли было освоить американский континент, если для доставки туда каждой группы из троих людей пришлось бы строить новый корабль? Но корабль "Союз" - основной аппарат нашей космонавтики - на стартовом столе весит около 300 тонн, на орбиту выйдет машина весом 6 тонн с тремя пилотами, а вернется на Землю в конце полета кабина с людьми общим весом около трех тонн - 1% от стартового веса! У американских аппаратов эти соотношения выглядят примерно так же.

Так возникла идея многоразового использования кораблей, создания кораблей, которые в конце полета истратив только горючее, вернутся целиком домой, готовые к новому полету.
В разных странах к этой задаче пытались подойти по-разному.

Немецкий проект "Зенгер" и наш "МАКС" инженера Лозинского представляли собой варианты использования самолета в качестве первой ступени космического корабля.
Американский проект "Дайна Сор" и наш "Спираль" - легкий планер, выбрасываемый на орбиту обычной тяжелой ракетой.
Американский "Стар Клиппер" и выросший из него "Спейс Шаттл" - гигантский планер, поднимаемый специальной ракетой-носителем, двигатели которой размещены на самом планере.
В рамках подготовки к реализации проекта "Спираль" фирма МиГ сделала уже сам орбитальный планер. Его испытывали в полете, проверяя новые способы управления необычной машиной и отрабатывая ее теплозащиту.
Работы по варианту "Спираль" еще затягивались, когда в апреле 1981 года американцы отметили двадцатилетие полета Гагарина стартом первого своего "Шаттла". Хозяева не скрывали военного назначения нового корабля. Чего стоит, например, прекрасное совпадение размеров грузового контейнера ("трюма") с размерами станции "Салют"!
Уже появились рисунки, на которых "Шаттл" помещает нашу станцию в грузовой отсек и с ней вместе садится в Америке!
На "Шаттл" возлагалась главная работа по созданию на орбите элементов "Стратегической Оборонной Инициативы".

В этих условиях руководство СССР приняло решение отказаться от альтернативных вариантов и сосредоточить все силы на создании корабля, подобного "Шаттлу".
При значительном внешнем сходстве получился корабль, во многих важных вопросах существенно отличающийся от американского.

Первое существенное отличие состоит в том, что в заокеанской системе главные тяговые двигатели смонтированы на "планере", что здорово увеличивает вес, а значит, уменьшает возможную полезную нагрузку. Кроме того, это привело к уменьшению грузового отсека. В "Буране" основными являются двигатели, смонтированные на корпусе ракеты "Энергия". Удалось создать самостоятельную ракету-носитель, способную выводить на орбиту грузы до сотни тонн.

Второе - планер "Бурана" насыщен автоматикой до такой степени, что оказался способным совершить космический полет без экипажа. "Шаттл" - это машина, требующая непрерывного управления ЧЕЛОВЕКОМ!

Но вспомним заводы, на которых создавались наши космические аппараты, в центре России и на Украине, а это от космодрома ой как далеко! Если "Союз" можно было втиснуть в железнодорожный вагон, то "Буран" и "Энергию" так не увезешь! А разбирать на заводе, а потом снова собирать на космодроме - значит рисковать точностью и надежностью сборки! Американцы возили похожие по размерам блоки на огромных баржах и "на спине" специально переоборудованных самолетов Боинг-747. О применении барж в условиях расположения нашего космодрома говорить просто смешно, а вот авиационный вариант получился! Изменив немного стратегический бомбардировщик Мясищева, получили самолет с раздвоенным килем, на спине которого удалось закрепить основной блок ракеты "Энергия". Выглядело это в полете до ужаса неожиданно - представьте себе бутылочку кока-колы, лежащую на авторучке!

Одновременно в КБ Олега Константиновича Антонова в Киеве был создан специальный самолет "Ан-225", получивший имя "Мрия" (на украинском языке это - мечта). Этот шестимоторный гигант, впервые поднявшийся в небо в 1987 году, до сих пор является самым большим самолетом мира! Он может перевозить груз в 220 тонн. Главной задачей "Мрии" была доставка на космодром (не внутри самолета, а на его спине) корабля "Буран". В дальнейшем рассматривался вопрос о возможности использования "Мрии" в качестве летающего космодрома (или, может быть, первой ступени носителя) для "малого аэрокосмического самолета". К сожалению, этот вариант, как и "Спираль", был отброшен в те дни, когда принимали решение о создании "Бурана".

Примечание web-мастера: Проект МАКС был отброшен гораздо позже, и этот процесс отторжения продолжается вплоть до сегодняшнего дня. Однако НПО "Молния" не теряет надежду - участвуя в закрытом конкурсе Федерального космического агентства по созданию нового российского многоразового космического корабля "Клипер", НПО "Молния" предложило свой вариант с воздушным стартом с самолета-носителя, по сути являющийся видоизмененным и обновленным МАКСом.

Начало активной работы по созданию нашего многоразового корабля состоялось спустя несколько лет после начала работы над "Шаттлом", и это привело к задержке первого полета - первый "Шаттл" вышел на орбиту в День космонавтики 1981 года, а наш "Буран" поднялся в космос (единственный раз!) 15 ноября 1988-го.

При значительном внешнем сходстве на старте с американским аппаратом "Буран" по сути дела - совершенно иной корабль! Главное отличие состоит в том, что "Шаттл" совмещает в себе и орбитальный корабль, и ракету-носитель. Весь комплекс выносят на орбиту двигатели самого "Шаттл", а огромный, возвышающийся над ним на стартовом столе баллон, - всего лишь топливный бак. А вот ракета "Энергия", созданная под руководством В.П.Глушко, может выводить как "Буран", так и другие самые разнообразные варианты аппаратов весом до 100 тонн.

У нее собственный мозг компьютера и могучие двигатели. От стола ее отрывают четыре небольшие ракеты, работающие на керосине и кислороде. Такие ракеты и самостоятельно могут выбросить на орбиту небольшой спутник (подобные запуски были), но здесь их задача проще - поднять со стола и дотащить до высоты в несколько километров чудовищно тяжелую машину, вес которой в этот момент близок к 2000 тонн! Еще во время работы двигателей этих ракет выходит на полную мощность силовая установка главного блока - четыре огромных двигателя, работающих на водороде и кислороде. Но на орбиту она не выйдет. Где-то на высоте 150-160 километров зажгутся двигатели третьей ступени - самого корабля "Буран" или какого-то иного варианта груза, выводимого на орбиту. И вот тогда на орбиту выйдет корабль весом сто или чуть больше тонн.
Двигатели корабля нужны ему для завершения вывода на орбиту, маневров на орбите и спуска с нее (а двигатели "Шаттла" должны поднять его на орбиту), и поэтому они меньше, чем у американца. Значит, больше места осталось на борту для полезного груза и экипажа корабля

Но вот корабль на орбите. Теперь он очень похож на своего заокеанского современника (пожалуй, отличить проще всего по форме кормы - у "Шаттла" она раздута, и уж очень ярко из нее выпирают двигатели).
Пока корабль на орбите, он должен поддерживать постоянный режим ориентации - у "Шаттл" это положение килем вниз, к Земле, а наш корабль смотрит на Землю концом левого крыла.

После включения тормозных двигателей корабль начнет падать к Земле. На посадку он должен выйти при скорости 340 км/час. Но ведь на орбите было 28000 км/час!!!
При торможении всю нагрузку примут на себя 39 тысяч керамических пластинок (их общая масса 9 тонн), которые нагреются до 1600º по Цельсию. Эти пластинки перед полетом были приклеены к корпусу корабля. Пластинки сделаны с максимальной точностью, их формы индивидуальны. Что бывает, если пластинки не выдерживают и отваливаются в полете, мы увидели в феврале 2003 года, когда первый "Шаттл" - "Колумбия" сгорел на высоте 100 километров над Техасом...

Примечание web-мастера: "Колумбия" разрушилась на высоте 63,09 км.

Но если "Шаттл" в принципе не может летать без прекрасного пилота за штурвалом, то наш, как мы знаем, успешно слетал "пустой"!
Когда астронавты, отобранные из лучших летчиков Америки, вели на посадку "Челнок", с трассы убирались все возможные преграды, выбиралась лучшая и подходящая погода для посадки. И при этом отклонение от задуманной точки приземления корабля на 4-6 метров принималось как нормальная посадка. А в ноябре 1988 года "Буран" шел на посадку при сильном боковом ветре. Он был нацелен на построенную для него полосу длиной 4,5 км при ширине 84 метра. Поверхность полосы такова, что на три метра допускается шероховатость меньше сантиметра. За 25 км до полосы корабль должен пройти через контрольную точку на высоте 10 км. И все это - без пилота на борту!

Примечание web-мастера: Ключевую точку (КТ), расположенную на высоте 4 км в вертикальной плоскости, проходящей через ось ВПП, наш орбитальный корабль проходит на удалении 14,5 км от центра ВПП. Верные точностные данные точки касания на ВПП и позицию корабля после остановки можно узнать здесь.

Навстречу кораблю вышел самолет Миг-25, на котором были космонавты Торсуев и Станкявичус. Ошибка Акбара Торсуева привела к тому, что они оказались строго по курсу корабля! Беспилотный корабль изменил курс, обогнул этот истребитель, снова вышел на плановую трассу и сел с ошибкой меньше метра!

Примечание web-мастера: Ну, такую несусветную глупость даже комментировать сложно - воистину верна поговорка: "Один глупец способен озадачить сотню мудрецов". Барон Мюнхгаузен просто отдыхает!

После этого первого полета в ближайшее время должны были последовать пилотируемые запуски "Бурана", в том числе к станции "Мир". На станции смонтировали комплекс стыковочного оборудования - специальный узел, элементы радиотехнических систем сближения и стыковки. "Буран" должен был обеспечить в дальнейшем эксплуатацию станции. На одном из нескольких строящихся кораблей "Буран" был оборудован специальный отсек для работы с транспортными устройствами - "летающими креслами".
Готовились к полету и люди - был сформирован специальный отряд космонавтов-командиров для "Бурана". В него входил и наш земляк Урал Назибович Султанов. Один из космонавтов этого отряда, Игорь Волк, после полета на корабле "Союз" вместе с Джанибековым и Савицкой участвовал в интересном эксперименте. Сразу после приземления Джанибекова и Савицкую увезли отдыхать, а Волка на вертолете спешно доставили на аэродром и посадили в кабину готового к старту Ту-154.
Когда другой летчик вывел машину на высоту 12 километров и выключил двигатель, Игорь Волк посадил машину на аэродром, имитируя посадку на "Буране". Важно было то, что все это он делал сразу после восьмидневного пребывания на орбите!

Для подготовки пилотов к управлению "Бураном" было сделано вообще немало трудных и интересных экспериментов. Так, был построен уникальный летательный аппарат - аналог "Бурана", оснащенный четырьмя турбореактивными двигателями! В космос эта машина, понятно, подняться не могла, но вот взлететь с аэродрома для тренировки пилотов на ней можно было. Когда такой аппарат проходил испытания на аэродроме подмосковного города Жуковский, это вызвало живой интерес у "посторонних", в частности одного из сотрудников посольства Штатов в Москве видели на принадлежащей ему "Ниве" на берегу Москвы-реки напротив аэродрома...

К сожалению, уже шла полным ходом перестройка, и многие проекты, обещавшие новые горизонты для нашей страны, в угоду новым "большим друзьям" были скомканы. То же случилось и с "Бураном".
По схеме, проработанной для стыковки "Бурана" с "Миром", прошли несколько успешных стыковок станции с кораблями "Шаттл". А сам "Буран" превратили в аттракцион в парке Горького в Москве...

Сергей Носиков


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru