Вестник авиации и космонавтики (г.Москва)
6 июля 2007 года, N04

Тушинскому машиностроительному заводу - 75 лет!
Краткий исторический очерк

Строительство ТМЗ началось в ноябре 1931 года и уже 5 мая 1932 г. завод вступил в строй, а с июня 1933-го был начат серийный выпуск самолетов СТАЛЬ-2 с двигателем М-26 в 300 л.с. В качестве пассажирского самолета он вполне оправдал себя. На XIV международной выставке в Париже в 1934 г. СТАЛЬ-2 получил высокую оценку и был назван "русским чудом Страны Советов".

В 1935 г. начался выпуск восьмиместного самолета СТАЛЬ-3 с двигателем М-22 в 480 л.с, в котором получили развитие технические принципы, заложенные в СТАЛИ-2. Эти самолеты эксплуатировались на рейсах "Москва - Нижний Новгород" вплоть до 1941 г. С 1936 г. до эвакуации в июле 1941 г. было освоено и начато производство новых конструкций самолетов-истребителей ДИ-6, Як-1, Як-4, АНИТА-1.

После возвращения из эвакуации в Тушино началась работа по восстановлению завода. Был создан ряд новых производств, цехов и конвейерных линий. Сюда направлялось новое оборудование, материалы, квалифицированные рабочие и инженерно-технический персонал. 1942-й стал годом второго рождения завода. Для обеспечения потребностей фронта в воздушной технике в период Великой отечественной войны здесь было выпущено около 3000 боевых самолетов Як-7 и Як-9, в том числе 12 единиц Як-9Д, построенных на средства артистов Малого театра (на заводе же организовали их ремонт и восстановление).

В послевоенные годы завод участвовал в восстановлении городского транспорта столицы. К 800-летию Москвы (1947) была выпущена первая партия цельнометаллических трамваев и троллейбусов МТБ-82.

К 1950 году было освоено производство самолета-бомбардировщика Ту-2, а в 1951-м началась подготовка к производству ракет системы В-300 и ее модификаций.

В это время выполнялись заказы ПВО (зенитные управляемые ракеты), был налажен выпуск новейших видов оборонной техники (двигателей, ускорителей, передвижных автоматизированных контрольных станций, аэросаней и пр.) и гражданской продукции (экскаваторов БЕЛАРУСЬ и другого оборудования для сельского хозяйства).

При постоянном серийном выпуске ЗУР В-300 и планомерной замене их на более совершенные образцы, уже к середине 1960-х годов в арсенале огневого комплекса С-25М скопилось большое количество устаревших ракет и ракет с истекающими или закончившимися гарантийными эксплуатационными сроками. Возникло рациональное решение - на их базе начать разработку ракет-мишеней с целью их последующего использования для обучения боевых расчетов, а также для отработки новых зенитных ракетных комплексов на полигонах. Выпуск таких ракет-мишеней продолжается до сих пор.

В 1966 году завод приступил к производству сверхзвукового самолета Т-4 - стратегического ракетоносца и разведчика, сваренного из титановых сплавов и нержавеющих сталей, первый полет которого состоялся в 1972 году.

В этот же период на "ТМЗ" наладили производство антенных передвижных станций НЕВА и волноводных систем. Здесь же модернизировались самолеты МиГ-23.

17 февраля 1976 года вышло Постановление Правительства СССР "О создании многоразовой космической системы "Энергия-Буран".

На многопрофильный серийный "Тушинский машиностроительный завод", имевший опыт строительства самолетов сверхзвуковой авиации, была возложена задача - стать головным предприятием-изготовителем конструкции, отрабатывать производственные технологические процессы.

Работам по созданию многоразового космического корабля БУРАН предшествовало изготовление самолета СПИРАЛЬ (1974-1976), имевшего близкие к БУРАНУ аэродинамические качества, а также летательных аппаратов БОИ и БОР-5.

Коллективом завода была выработана основная концепция - строительства планеров орбитального корабля БУРАН, реконструкции завода, строительства новых производственных корпусов, создания широкой кооперации, освоения новых технологических процессов.

Были разработаны необходимые технологические процессы, изготовлено оснащение, построены орбитальные корабли для статических испытаний и технологической проверки всего цикла подготовки на технической позиции, летающий аналог корабля и, наконец, сами орбитальные корабли.

Одной из самых сложных технических задач при запуске производства многоразового космического орбитального корабля БУРАН было создание эффективного теплозащитного покрытия, оберегающего всю металлическую поверхность планера от плотных слоев атмосферы.

Уникальный технологический комплекс с системой математического обеспечения и управления от ЭВМ, созданный и освоенный на заводе, позволил сформировать технологическую модель теплозащиты, генерировать около 800 тысяч управляющих программ, создать систему группового управления технологическим оборудованием, создать комплекс уникального технологического оборудования для обмера агрегатов планера и планера в целом, разметки под монтаж плиток и их контроля.

На космодроме "Байконур" была создана специальная база по досборке корабля после его воздушной транспортировки на техническую позицию, проведения необходимых автоматических испытаний систем.

Только на ТМЗ было разработано и введено более 160 наименований новых материалов и технологических процессов. Все эти работы велись с привлечением и непосредственным участием множества институтов и заводов отрасли.

15 ноября 1988 г. орбитальный корабль БУРАН, совершив два витка вокруг Земли и управляясь полностью автоматически, коснулся посадочной полосы с точностью, которой могут позавидовать опытные летчики. Это была первая в мире автоматическая посадка крылатого космического аппарата.

Это была победа тысяч ученых, специалистов и рабочих.

Но жизнь распорядилась по-своему, работы над системой "Энергия-Буран" в начале 90-х годов были приостановлены. Перед предприятиями - создателями уникальной системы встал вопрос: "Как жить дальше? ".

В шестидесятые годы ТМЗ начал производить сверхзвуковые ракеты-мишени (Р-М) на базе отслуживших свой срок эксплуатации зенитных управляемых ракет. Это является экономически эффективным способом утилизации снимаемых с вооружения боевых ракет, обеспечивающим им "вторую жизнь" и широкое применение в войсках в качестве воздушной мишени, имитирующей типовую воздушную цель. Разработаны и внедрены в эксплуатацию передвижной наземный комплекс ПНК ЛИСА-М для подготовки и запуска Р-М и автоматизированная информационно-измерительная система регистрации и оценки результатов стрельбы АСОРС. Эти работы продолжаются и сейчас.

После свертывания работ по БУРАНУ в 1990 году возникла необходимость загрузки помещений ТМЗ с высокой степенью чистоты. И в 1991 году было налажено производство одноразовых медицинских шприцов.

В начале 1990-х годов на ТМЗ было начато освоение производства ветровых энергетических установок (ВЭУ) РАДУГА-1 мощностью 1000 кВт. Установка полностью автоматизирована и может работать самостоятельно или в составе ВЭС.

В 1995 году, в 30 км от Элисты была смонтирована первая опытная ВЭУ.

Возникшая в 1992-1994 годах проблема транспортного обслуживания пассажиров в Москве потребовала срочного решения. Первоначально созданное на ТМЗ автобусное производство, было ориентированно на сборку автобусов IKARUS и производства автобусов ЛиАЗ. В 2001 году был выпущен первый экспериментальный троллейбус МТБ 5248, унифицированный с автобусом ЛиАЗ, а в 2004 г. троллейбус МТБ 5235 (Московит), унифицированный на базе автобуса ЛиАЗ 5256. Планируется выпуск новых модификаций автобусов и троллейбусов, которые предполагается оборудовать информационно-управляющей диагностической системой ИДС.

В 1995 году на ТМЗ было освоено опытное производство по переработке изношенных шин без вырезки бортового кольца. На конкурсе, организованном Правительством Москвы, на лучшую установку по переработке изношенных автомобильных шин, был выбран проект ТМЗ. В 2002 году, по заказу Правительства Москвы заводом изготовлено пять комплектов комплексов по переработке изношенных шин (КПШ). В настоящее время из резиновой крошки, получаемой в результате переработки шин, завод изготавливает массивные резиновые плиты для комплектования трамвайных и железнодорожных переездов. Резиновая крошка также является сырьем для производства резинобитумных модификаторов, которые добавляются в асфальтобетонные дорожные покрытия.

Производственные мощности предприятия позволили в 2006 году организовать выпуск конструкций механизированных автостоянок MAC. Механизированные автостоянки с лифтовой системой предназначены для парковки и хранения легковых автомобилей в местах с высокой плотностью городской застройки, интенсивных людских и транспортных потоков. В настоящее время разрабатываются и создаются другие модификации автостоянок, например автостоянки роторного типа.

В настоящее время на заводе разрабатывается и производится оборудование для малых гидроэлектростанций малой мощности (гидротурбины различных типов и сопутствующее им оборудование, например системы управления гидроагрегатами и вспомогательным оборудованием). Потребителями этой продукции кроме России являются Армения, Колумбия, Афганистан и др.

Новая продукция завода защищена патентами, успешно демонстрировалась и получила высшие награды на российских и международных выставках в Брюсселе, Женеве, Нюрнберге, Сеуле и др.

За время своей работы на оборонную и космическую промышленность завод освоил новые виды оборонной и космической техники разработки выдающихся конструкторов Путилова А.И., Поликарпова Н.И., Лавочкина С.А., Яковлева А.С., Туполева А.Н., Сухого П.О., Г.Е. Лозино-Лозинского Г.Е., Потопалова А.В., Селезнева И.С, Бубнова Г.Г., Севрука Д.Д., Привалова Н.И., Катукова И. И., Исаева А.И. и др.

Кроме работы на оборонную и космическую промышленность и работы над БУРАНОМ, коллектив ТМЗ принимал участие в самых различных строительных работах в Москве: поставлял материалы из нержавеющей стали для облицовки колонн станции метро "Маяковская", изготовил звезды на здание химкинского "Речного вокзала". А самые первые звезды на башнях Кремля, из нержавеющей стали, тоже были сделаны заводскими умельцами, созданы витражи для Кремлевского Дворца Съездов, Храма Христа Спасителя и т. п. Использовались механические детали, при строительстве станций метро "Тушинская", "Сходненская", "Планерная".

Заводом в различное время руководили выдающиеся организаторы производства: первый директор А.Д. Вяльцев, Климовицкий Н.В., Агуреев А.В. Засульский В.И., Аремаев М.Я., Соколов П.П., Зверев И.К., Арутюнов С.Г. В настоящее время генеральным директором завода является Башилов А.С.

Более 600 работников завода награждены орденами и медалями, среди них есть высшая награда - звание Героя социалистического труда, звания лауреатов Государственной премий и премий Совета Министров СССР и Российской Федерации, 12 работникам завода присвоено звание "Почетный авиастроитель", 22 человека награждены медалями ВДНХ.

За время своего существования завод дважды пережил глубокую конверсию производства после войны и во времена перестройки. Сократилось производство, уволились многие специалисты.

Однако, поистине героическими усилиями коллектива, при помощи и поддержке Московского правительства удалось сохранить основной костяк специалистов, технологии, традиции.

Московским правительством принята и успешно выполняется Программа развития Тушинской промплощадки. Кроме того, оно является надежным и стабильным заказчиком продукции завода.

Заводу выделены дополнительные квоты на создание рабочих мест для инвалидов и молодежи. В настоящий момент идет набор студентов ВУЗов старших курсов для привлечения в производственный процесс завода.

Это позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее.

 *  *  *

 ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

 БАШИЛОВ Александр Сергеевич родился 11 мая 1950 года в городе Кимры Калининской области. В 1972 году окончил Уральский политехнический институт в городе Свердловске и до 1974 года служил в армии, в группе Советских войск в Германии. После окончания службы, с 1974 по 1980 год, работал на Свердловском машиностроительном заводе им. МЛ Калинина: помощником мастера, мастером, инженером-технологом, старшим мастером. С января 1981 года Башилов А.С. работает в ОАО "НПО "Молния", где он прошел путь от старшего мастера, начальника механосборочного цеха, главного инженера до генерального директора объединения. За время работы в НПО "Молния" при непосредственном участии А. С. Башилова были изготовлены и сданы в эксплуатацию космические аппараты семейства "Бор" ("Бор-4", "Бор-5"). За большой вклад в создание "Полноразмерного стенда оборудования ОК "Буран" он был удостоен "Премии Совета Министров СССР", награжден юбилейной медалью СП. Королева. Он - председатель Совета директоров промышленных предприятий и научных организаций Северо-Западного административного округа города Москвы, кандидат технических наук. В феврале 2003 года А.С. Башилов возглавил ОАО "Тушинский машиностроительный завод. 


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru