Деловой вторник
13 ноября
2001 года

"Буран" отшумел. А жаль!...

В СУДЬБЕ ЛЮДЕЙ, ОБУЧАВШИХ ЛЕТАТЬ ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛНОК, УДИВИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ОТРАЗИЛАСЬ СУДЬБА СТРАНЫ...

13 лет назад космический корабль многоразового использования "Буран" совершил свой первый и последний полет. Для нашей страны это был прорыв, сравнимый с гагаринским. Что было потом, все знают. Однако не многим известно, что программа "Энергия-Буран" официально не закрыта до сих пор. До сей поры не расформирован и отряд космонавтов-испытателей ЛИИ им. Громова, состоящий из летчиков-асов, уже покоривших небо и готовившихся покорить космос. Этим людям известны факты истории "Бурана", которые никогда не попадали на полосы газет...

Итак, 15 ноября 1988 года на взлетно-посадочную полосу космодрома Байконур сел крылатый орбитальный корабль многоразового использования "Буран". Совершив два витка вокруг Земли, он провел в космосе 3 часа 25 минут. За стартом и приземлением "Бурана" с замиранием сердца наблюдали миллионы телезрителей. Многим тогда казалось, что полет первого советского орбитального корабля в космос - начало новой эры в освоении Вселенной. Предполагалось, что за первым полетом последуют еще два беспилотных визита в космос, а затем орбитальный корабль примет на борт экипаж из двух космонавтов. Увы, первое космическое путешествие "Бурана" стало последним. А летчикам-испытателям и космонавтам, прошедшим специальную подготовку, так никогда и не довелось прикоснуться к штурвалу уникального космического корабля...

Официальное решение о создании космической программы "Энергия-Буран" было принято в 1976 году - вслед за аналогичными разработками по освоению космоса, проводимыми в США. Задачи перед "Бураном" ставились самые разнообразные: выведение на орбиту и обслуживание различных космических объектов (в том числе и летательных аппаратов, оснащенных лазерным и ракетным оружием), возвращение на Землю неисправных и отработавших свой срок спутников, выполнение грузопассажирских перевозок. Всего в программу было вложено около 17 миллиардов долларов, а первый полет "Бурана", подготовка к которому велась двенадцать лет, обошелся в 131 миллион долларов.

Старт корабля "Буран-2", носившего неофициальное название "Птичка", был намечен на 1991 год. Планировалось, что "Птичка" состыкуется с орбитальной станцией "Мир", а затем с "Союзом-2", космонавты которого будут имитировать спасательные работы.

Но вспомните то время... Страна вздыбилась, рушились ее основы. Полет перенесли на 1992 год, а потом, в связи с резким сокращением финансирования программы, на конец 1993 -начало 1994 года. Но уже было ясно, что советские челноки вряд ли когда-нибудь преодолеют земное притяжение. Тем не менее официально программа "Энергия-Буран" не закрыта по сей день. Не потому, что кто-то лелеет надежду на ее возобновление. Просто нет распоряжения правительства о выделении средств на списание и утилизацию оборудования.

Стартовые сооружения перешли в собственность Казахстана так же, как и совершивший первое космическое путешествие "Буран" (сегодня он заложен под иностранный кредит). Второй летный экземпляр, готовность которого к космическому путешествию в 1993 году оценивалась в 95-97 процентов, тоже находится в Казахстане. Остальные три в разобранном состоянии хранятся, в полуразрушенных цехах Тушинского машиностроительного завода. Еще один "Буран", созданный специально для прочностных испытаний, сначала "работал" аттракционом в столичном ЦПКиО имени Горького, потом был выставлен на интернет-аукционе за 3 миллиона долларов.

Судьба уникальных космических кораблей, целью которых было покорение Вселенной, как видите, печальна. Непросто сложилась и жизнь летчиков-испытателеи, отдавших столько сил подготовке к полету, которому так и не суждено было состояться. Подготовка экипажей "Бурана" осуществлялась по нескольким целевым программам. Специальности "командир экипажа" и "второй пилот" в отряде Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ им. Громова осваивали 11 летчиков.

Большинства из них уже нет в живых. В 1980 году при испытаниях палубного самолета Як-38 в Южнокорейском море погиб Олег Кононенко, один из первых летчиков-испытателей космолета "Спираль", предшественника "Бурана". Такая же трагическая судьба постигла летчика-испытателя Александра Щукина, осуществившего первую посадку учебной базы "Бурана", самолета Ту-154ЛЛ - за два месяца до исторического старта он погиб при испытаниях самолета Су-26М. Умер от злокачественной опухоли, не дожив несколько месяцев до первого полета "Бурана", прошедший все необходимые тренировки летчик-испытатель Анатолий Левченко. В 1990 году погиб во время показательных полетов на итальянской базе ВВС кандидат N 1 на место второго пилота "Бурана" Римантас Станкявичус.

Нет в живых и еще двоих летчиков-испытателей - Юрия Шеффера и Юрия Приходько. Только один член отряда уволился из программы по собственному желанию - Магомед Толбоев, встречавший 13 лет назад "Буран" на самолете МиГ-25. Он окунулся в политику, был депутатом Госдумы, потом секретарем Совета безопасности Дагестана. Ныне занимает должность почетного президента Международного авиакосмического салона. Но юридически отряд космонавтов-испытателей ЛИИ им. Громова существует до сих пор, в нем числятся четыре человека: летчики-испытатели Виктор Заболотский, Урал Султанов, Сергей Тресвятский и кандидат в командиры экипажа первого пилотируемого полета на ОК "Буран" Игорь Петрович Волк.

Этим четверым уникальным специалистам "послебуранная" жизнь подкинула немало проблем. Урал Султанов, перебиваясь с хлеба на воду, работает таксистом в родной Башкирии. Иногда летает в США - в американском обществе летчиков-испытателей таких специалистов ценят больше, чем на родине. Сергей Тресвятский занимается грузовыми перевозками и сполна вкушает все прелести этого нелегкого бизнеса, опутанного запретами и инструкциями. Чуть получше идут дела у Виктора Заболотского, который стал президентом Федерации любителей авиации и параллельно занимается авиационными разработками в НПО им. Хруничева.

Что касается командира отряда космонавтов-испытателей "Бурана" Игоря Петровича Волка, то уникальный специалист, летавший на всем, что только может летать, уже четыре года ведет борьбу с руководством ЛИИ им. Громова за право заниматься любимым делом - испытывать самолеты. Бескомпромиссный характер Волка доставлял ему неприятности и в прежние времена. Тем более что, помимо официальной, у "Бурана" была еще и другая, закулисная история, о которой мы и попросили рассказать Игоря Петровича Волка. Вот это повествование...

*  *  *

"В меня влили бокал шампанского - единственный допинг..."

- Первый полет "Бурана" был акцией чисто политической - нужно было продемонстрировать Западу, что у нас есть корабль не хуже американских челноков. Для полной же проверки цифровой системы управления "Буран" должен был провести в космосе не три с лишним часа, а как минимум трое суток. Только тогда стало бы более или менее понятно, какие ошибки системы необходимо устранить. Еще до исторического старта "Бурана" всем было известно, что для второго беспилотного полета всю автоматику просто-напросто сменят. Ну а потом уже должен был полететь экипаж из двух человек, командиром которого планировали меня, Игоря Волка.

Хотя, конечно, я понимал: меня могут в любой момент заменить. Правда, только одним человеком - Анатолием Левченко. Это было свято - командиром экипажа мог стать только летчик, побывавший в космосе. В отряде таких было двое - я и Анатолий. В остальном же все решала политика. Например, вторыми пилотами на "Буран" предполагалось сажать исключительно дважды Героев Советского Союза, несмотря на то что эти вполне уважаемые космонавты к летным делам почти никакого отношения не имели.

Правда, лично мне грех жаловаться. Благодаря программе "Энергия-Буран" я провел в космосе бесплатный отпуск за счет государства и испытал кайф, который трудно себе представить. Правда, и нагрузки были бешеные - после приземления "Союза" Джанибекова и Савицкую на носилках понесли в госпиталь, а я сразу же пересел на вертолет. Потом, без передышки, на Ту-154, потом - на МиГ. Целью моего полета в космос и было доказать, что летчик-профессионал может выдержать такую нагрузку. Я доказал. Правда, где-то между полетами в меня втихаря влили бокал шампанского, но это был единственный допинг.

Мне самому безумно хотелось все перепробовать. Именно поэтому я никогда не испытывал страха. Во время полетов, в том числе и на "Буране", даже не раз задавал себе вопрос, не слишком ли я спокоен. Страх с летными испытаниями просто-напросто несовместим. Вообще страх в своей жизни я почувствовал, наверное, один-единственный раз - когда меня в три года посадили на высокий стул и ноги оторвались от земли...

И сейчас, несмотря на возраст, запрет проходить медкомиссию и массу объяснительных с выговорами, летать все равно хочется. Недавно вот ездил к конструктору, смастерившему аппарат по типу "три в одном" - лодка, машина и самолет. Вот бы попробовать!

Карина ЭВАНС


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru