Выступление Мэра Москвы Ю.М.Лужкова на научно-практической выставке-конференции "Буран" - прорыв к сверхтехнологиям", посвященной 10-летию успешного полета многоразового ОК "Буран".

Москва,
30 ноября 1998 г.

Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков (43954 bytes)

Дорогие товарищи, согласно российским традициям на юбилеях долго выступать не принято. Тем не менее, очень хочется сказать несколько слов по поводу этого события. Сегодня в зале находятся люди, которые принимали участие в этой грандиозной работе, результаты которой удивили и восхитили весь мир в политическом и техническом аспекте.
Здесь есть как бы три естественных аспекта.

Во-первых, эмоциональный. Очень приятно вспоминать об успехах, тем более, если они были результатом колоссального труда и продуктом творчества многих светлейших умов.

Во-вторых, хочется проследить влияние прошлого события на развитие ситуации в стране.
И наконец, хочется оценить, все ли мы сделали для того, чтобы в максимальной степени пожать плоды наших прошлых усилий.

Итак, эмоциональная сторона. Отмечая сегодня юбилей успешного полета и посадки в автоматическом режиме орбитального корабля «Буран», москвичи, россияне могут чувствовать законную гордость в связи с этим крупным научно-техническим достижением. Особенно - москвичи, поскольку почти 70% конструкторских, производственных и научных организаций города Москвы и Московской области обеспечили этот серьезный успех, который существенно увеличил рейтинг нашей инженерной науки и вызвал интерес во всем мире. В двадцатом столетии было несколько крупнейших событий в науке и технике: такое событие, как первый полет человека в космос, Юрия Алексеевича Гагарина, стало выдающимся техническим прорывом в космос, а такое событие, как полет автоматического орбитального корабля «Буран», по своей технологической сложности, можно сказать, было абсолютно эквивалентно тем технологическим решениям, которые дали возможность осуществить первый полет в космос. До сих пор, несмотря на бедственное положение этой отрасли, специалисты удивляются, насколько создатели «Бурана» и труженики космической отрасли опередили время. Автоматическая система посадки «Бурана» является сегодня непревзойденным достижением, на которое равняются проекты крылатых космических транспортных систем как на важнейшее направление для дальнейшего развития подобных технологических решений в мире. Особо следует отметить один аспект, которому почему-то не уделяется адекватного внимания, я имею в виду координацию управления в такого вида разработках.
Объективно говоря, на уровне конкретных исполнителей мы можем найти много резервов повышения эффективности труда. Системная организация работ была настолько совершенной, что мы обеспечивали безусловный паритет и даже лидерство, несмотря на меньший экономический потенциал страны в целом. Многие из вас участвовали в различных работах в области космической техники и для мирных целей, и для целей обороны. И все мы хорошо представляем себе, насколько эффективна в те годы была система организации такого рода разработок. Это - служба Генерального конструктора, это - сетевые графики, это - генеральные конструкторы по направлениям, это - точные тактико-технические требования, технические задания и сами работы, которые были организованы на высочайшем уровне и которые отслеживались не только в рамках отдельных направлений, каждое из которых можно было с полным основанием назвать самостоятельным научным направлением, но и отслеживались в рамках работы комплексов с тем, чтобы суммарная результирующая появлялась в сроки, установленные директивными органами, и дала свой результат. И каждый из участников таких разработок чувствовал не только персональную ответственность за свой участок дела, но и чувствовал, что если он где-то отстает, то он этим самым подводит грандиозный коллектив, который целеустремленно работает и решает проблемные вопросы.

Я могу сказать, что я участвовал в этой работе. И мы на наземные комплексы поставляли целую систему газовой безопасности, газового контроля. Это была для нас очень сложная работа, мы ее выполнили в высшей степени эффективно, за что получили благодарности, и все те наши датчики, которые мы ставили и на объектах, и на заводах, которые производили азот и кислород - прямо там на месте - все эти датчики, которые работали и на ЦДМ, и на ракете «Энергия», все это сработало и дало возможность исключить серьезнейшие аварии на режимах прожигов. Каждый из тех, кто принимал участие в реализации этой программы на вспомогательных направлениях, работал с душой, понимая, что цель, поставленная на государственном уровне, является и уникальной, и важнейшей, и подтверждающей техническую оборонную мощь страны. И вот эта организация, о которой мы сегодня, пожалуй, во многих случаях только вспоминаем, но не используем, эта организация должна быть востребованной и должна снова занять свое достойное место, опираясь на опыт работ главных конструкторов, через создание таких мощных целевых программ. Могу сказать вам, уважаемые товарищи, о том, что мы эти принципы в значительной степени используем в реализации московских программ.

Отвлекаясь немного от текста, я могу доложить вам, что если бы не было такой системы, аналогичной системе Главного конструктора, в простом деле - строительстве жилья в городе - не было и сетевых графиков, и отдельных локальных сетей, то мы бы с вами ничего путного не получили, когда в этой демократической, хаотической, правильно сказать, ситуации я бы спросил наших проектантов:
- На какой объем вы можете выйти по строительству жилья? Они бы мне ответили:
- Ну, может быть, миллиона полтора квадратных метров.
Я бы спросил землеотводчика, а он и говорит:
- У нас земли в Москве нет, вообще негде строить, все застроено.
Если спросить энергетиков:
- Как там у вас с энергоресурсами?
- Ну, может быть, наберем, у нас сейчас есть избыток электричества миллиона под два.
Спросил бы и тех, кто обеспечивает другими видами энергоснабжения, - то же самое. А когда еще в этом большом деле имеется большое количество таких субподрядчиков, то мы бы не получили результата. Но если, исходя из социальных принципов и проблем, исходя из самой жизненной необходимости, мы ставим задачу - три с половиной миллионов квадратных метров, то все начинают под эту задачу работать, и каждый из субподрядчиков уже понимает, что если он не найдет ресурсов, то он подведет всю систему.
Это очень важный момент. И мы сегодня договорились на «Сатурне», когда стали отрабатывать задачу по двигателю для новой машины XXI века (ну, по крайней мере, начала XXI века) - машины АЛ-41 - договорились о том, что восстановим вот такой же принцип работы в режиме Главного конструктора. Поэтому здесь можно говорить и об эмоциональном аспекте -это была потрясающая победа. Но можно говорить и о том необычайном организационном опыте, который, я убежден, в России все равно будет жить, Россия будет создавать такую технику, и ее опыт выполнения подобных проектов должен быть абсолютно востребован.

Теперь несколько слов о том следе, который мы можем сегодня увидеть как результат этого достижения. Не случайно мы назвали нашу конференцию «Буран - прорыв к сверхтехнологиям». В ходе реализации этого уникального проекта потребовались и были разработаны совершеннейшие универсальные технологии. Часть из них представлена на выставке, которая организована в фойе, часть известна специалистам, а часть, я надеюсь, тоже скоро станет известна. Все мы знаем, что история человечества может быть интерпретирована, как адаптация человечества к среде обитания с помощью технологических усовершенствований. У нас богатейшие ресурсы - энергетические ресурсы Земли сегодня уже известны. И если мы хотим сделать жизнь непрерывной, если мы хотим, чтобы последующие поколения не проклинали нас из-за того, что мы безраздельно и очень хаотично, бездумно расходуем ресурсы, то путь развития общества и мировой цивилизации сегодня должен заключаться только в технологическом совершенствовании, только в том рациональном подходе, который обеспечивает оптимальное использование всех ресурсов.

Итак, я говорю о втором выводе. Второй вывод, который нам предлагает «Буран» и вся эпопея его создания, заключается в том, что только на пути развития технологии, технологии, состыкованной с высокой наукой (об этом я еще пару слов скажу), можно говорить об эффективности всего того, что делает человек на этой земле, если рассматривать задачу в долговременном плане, как постоянную задачу, сопровождающую жизнь на земле. Поэтому технологический след «Бурана» будет ощущаться еще очень и очень долго.
Другой важный след этой разработки - система подготовки кадров. Убежден, что наши космические достижения в значительной степени обусловлены тем, что создатели этой системы избрали в качестве основы большой объем знаний по фундаментальным научным основам космической техники, да и не только космической техники. Мы говорим о колоссальном количестве сопутствующих направлений, которые на основе этой задачи получили возможность развиваться, направлений, казалось бы, напрямую не связанных с полетом орбитального корабля.
Для подготовки кадров в космической промышленности были привлечены крупнейшие ученые, созданы хорошие материальные условия. К сожалению, образовательный след нашей космической программы затухает, и мы должны сейчас перейти к вопросу о том, пожали ли мы все плоды? К сожалению, нет. Но мы сделаем все от нас зависящее, для того, чтобы этот недостаток исправить. Чтобы в полной мере воспользоваться тем, что наработано в рамках этого проекта, мы должны работать в двух направлениях.
Одно направление - максимальное стимулирование работ по адаптации результатов, достигнутых в конструкторских бюро и на производстве, для нужд народного хозяйства. И второе направление - это стимулирование авиакосмической тематики в высших учебных заведениях.
Вот когда речь идет об использовании наших достижений в области оборонной техники в целом, то здесь мы просто демонстрируем уникальную ситуацию, абсолютно не соответствующую возможностям, по крайней мере, нашего предыдущего общества, которое, как на первый взгляд может показаться, через централизованную систему управления должно было бы более легко и эффективно решать вопросы стандартизации в области конструкционных материалов и их внедрения в гражданские отрасли. Я не знаю, какие тут причины - может быть, личностные или причины, связанные с концентрацией внимания государства только на оборонных делах. Но эти причины не позволили воспользоваться в полной мере эффектом обратного воздействия на основную промышленность тех уникальных наработок, что были сделаны для нужд обороны и космоса. Это не позволило активно поднимать потенциал основной промышленности, и только в ряде случаев мы имеем хорошее развитие по вот этим сопутствующим направлениям, которые были обеспечивающими для решения основной задачи. Во всяком случае, мы вынуждены признать, что у нас эти возможности использовались даже хуже, чем в рыночном режиме разработок такого же рода техники в Соединенных Штатах Америки. Этот, я бы сказал, колоссальный по своему отрицательному воздействию урок, нам еще необходимо основательно осмыслить: почему у нас, тяготеющих к стандартизации, имеющих мощнейшие волевые возможности, все эти достижения не внедрить обратно в основную промышленность, в основную технологию, не увеличить ее потенциал, и снова не двинуть в передовые отрасли? Почему у нас это получилось плохо?
Если говорить о том, что необходимо сделать государству, мне кажется, надо прежде всего восстановить потенциал нашей космической отрасли, ибо эта отрасль даже сегодня является одним из наиболее продуктивных направлений, способных дать импульс для развития многих других отраслей.

Мы говорим сегодня о потрясающих результатах в информационной Области, в области коммуникационной техники и технологии. Это ужасно, когда, скажем, те, кто заинтересован в распространении передач на большие территории, пользуются спутниками нероссийского производства. Так происходит, в частности, из-за того, что «начинка» наших спутников не соответствует предъявляемым требованиям, что не позволяет реализовать мощности информационного комплекса и конкурировать с зарубежными образцами.
Все это, конечно, очень неприятно. Но в любом случае, главный тезис, который я бы хотел здесь сформулировать, заключается в том, что нужно восстанавливать полную востребованность космической техники и технологии вместе с другими элементами наших научных решений, которые в комплексе обеспечили бы нам конкурентоспособность, открыли новые возможности на мировом рынке и, в первую очередь, в информационной базе, ибо сегодня в мире реально идет информационная революция. Отставание и в этой области было бы в высшей степени опасным.

Я хотел бы сказать о том, что нам очень важно продолжать работать над созданием и формированием целевых программ в области космической техники и космической технологии еще в одном аспекте. Нам нужно сохранить потенциал тех кадров, которые должны быть и востребованы, и должны чувствовать свою полезность не только на каких-то этапах, в частности на том этапе, который мы сегодня с вами вспоминаем, но и в постоянном режиме. Это очень важно. Вот давайте мы с вами посмотрим друг на друга и попробуем определить средний возраст этого зала (я исключаю женщин). И давайте ответим на вопрос, почему сегодня в этом зале практически нет студентов, молодых специалистов - тех честолюбивых представителей нашей новой генерации, которая хочет продолжать, хочет развивать имеющиеся достижения и заявить о себе, как о том поколении, которое лучше, чем предыдущее будет работать над такого рода проблемами. Я считаю, что сегодня мы должны сделать один из важнейших выводов эпопеи создания системы «Энергия-Буран» - вывод том, что необходимо заставить государство принять меры для того, чтобы это направление (научное, техническое, технологическое) продолжало развиваться и чтобы оно привлекало к себе молодые умы, молодые таланты, молодых специалистов. Недоработка в этом плане представляет большую опасность, ибо мы с вами видим, что это касается не только космической техники. Это касается, к сожалению, всей нашей системы образования и востребованности молодых, талантливых ученых, может быть, и в более зрелом возрасте. К сожалению, идет «скупка мозгов», идет утечка той части нашего потенциала общества, без которого нет развития.
Я уже как-то говорил о том, что в одной из работ исследовательского плана лет, может быть, тридцать назад я прочитал интересную вещь: «все общество в мире, любое общество, по своему потенциалу, мышлению, умственному потенциалу соответствует кривой нормального распределения» - вы знаете, что это такое. Так вот, в первой части идут гении, потом таланты, потом умные, потом выше среднего, потом средние - дальше не буду говорить. И когда у общества искусственным образом отбирается первая часть, то оно становится другим, это уже не то общество, не тот народ и не та страна. А мы сегодня, во-первых, не формируем эту первую часть через наши образовательные системы, не выделяем ее. Во-вторых, в дополнение ко всему мы еще и ограничиваем ее различными имущественными ограничениями. И как только он (гений) созреет, его сразу приглашают туда.
Это один из самых важных выводов, который я хотел бы предложить вашему вниманию, когда мы обсуждаем результаты такого рода решений, каким был автоматический полет «Бурана». Это было свершение уникальное, и я могу, завершая свой затянувшийся приветственный доклад, сказать о том, что все, кто участвовал в этом выдающемся проекте, который опередил на десятилетия свое время, могут всегда, не только через десять лет, не только на следующий день после автоматической посадки, могут всегда гордиться этим выдающимся достижением, которое наша наука, советская наука, обеспечила и оплодотворила, а инженерная мысль реализовала. Спасибо.

 


Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайта

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru