volkov2.jpg (27201 bytes)

Волков Александр Александрович
Полковник ВВС России.

Александр Александрович Волков родился 27 мая 1948 г. в городе Горловка Донецкой области, Украина. По национальности украинец. В 1966 г. окончил 10 классов в средней школе г.Горловка. В 1966-1970 гг. - курсант Харьковского ВВАУЛ имени Грицевца. С 1970 по 1976 гг. служил летчиком-инструктором 810-го учебного авиационного полка Харьковского ВВАУЛ.

23 августа 1976 г. А.А.Волков был зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС в составе б-го набора. Этот набор, включавший девять летчиков, был произведен с целью подготовки будущих пилотов многоразового корабля “Буран”. С сентября 1976 по июль 1977 гг. Александр Волков и его товарищи по набору прошли подготовку в Ахтубинском Центре подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ). Получив квалификацию “Летчик-испытатель 3-го класса”, Александр Волков вернулся в Звездный городок и с октября 1977 по сентябрь 1978 гг. проходил общекосмическую подготовку в ЦПК имени Ю.А.Гагарина.

30 января 1979 г. А.А.Волков был назначен на должность космонавта ЦПК ВВС. После этого, до июня 1981 г. он вновь проходил подготовку в ЦПЛИ, получив в результате квалификацию “Летчик-испытатель 2-го класса”. К этому времени он освоил самолеты МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-17, Ту-134 и Як-40 различных модификаций и выполнил более 100 парашютных прыжков.

С января 1982 г. Волков проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе “Буран”, но в сентябре 1984 г. был включен в основной экипаж для полета на орбитальную станцию “Салют-7” вместе с В.В.Васютиным и В.П.Савиных в качестве космонавта-исследователя. Когда подготовка экипажа была в самом разгаре, 11 февраля 1985г. станция “Салют-7” неожиданно вышла из строя. По недосмотру специалистов ЦУПа на станции полностью разрядились буферные аккумуляторные батареи. В результате отключились все бортовые системы, в том числе связь, телеметрия и система терморегулирования. Станция превратилась в “молчащую” холодную двадцатитонную глыбу металла.

Для спасения “Салюта-7” на орбиту был срочно отправлен экипаж ремонтников - В.А.Джанибеков и В.П.Савиных. Его место в экипаже Васютина занял опытный бортинженер Г.М.Гречко. Благодаря героическому, полному лишений труду Джанибекова и Савиных (это отдельная большая история), работоспособность станции была полностью восстановлена.

17 сентября 1985 г. А.А.Волков впервые стартовал в космос в качестве космонавта-исследователя на борту корабля “Союз Т-14” вместе с В.В.Васютиным и Г.М.Гречко. После недельной пересменки Джанибеков и Гречко вернулись на Землю, а на станции остался основной экипаж - Васютин, Савиных и Волков, собравшийся на орбите в первоначальном составе. Уже 2 октября к “Салю-ту-7” пристыковался ТКС “Космос-1686”, оснащенный различной спецаппаратурой, и космонавты приступили к выполнению длительного полугодового полета, посвященного в основном исследованиям и экспериментам в интересах министерства обороны. На завершающем этапе полета, в марте 1986 г. к ним на станцию должна была прибыть экспедиция посещения - женский экипаж в составе Светланы Савицкой, Екатерины Ивановой и Елены Доброквашиной. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Неожиданно заболел Васютин. А.Волков и В.Савиных как могли поддерживали командира, выполняя за него работу. Пытались его лечить имевшимися на борту медикаментами, но не очень эффективно из-за непроходящего нервного стресса, обострившегося при приближении работ в открытом космосе. Васютин наотрез отказался идти за борт станции, сказав, что не сможет выполнить работу. В итоге было принято решение о досрочном прекращении полета. 21 ноября 1985 г., на 65-е сутки полета экипаж вернулся на Землю. Так, не совсем удачно прошел первый полет Александра Волкова. Но, как известно, легких путей в космос не бывает.

24 июня 1986 г. Александр Александрович был назначен командиром группы космонавтов, оставаясь при этом и инструктором-космонавтом ЦПК ВВС. Высокий профессионализм, полная самоотдача любимому делу и умение работать с людьми не могло остаться незамеченным со стороны командования ЦПК и ВВС. 20 июля 1988 г. Александр Александрович назначается заместителем командира отряда космонавтов ЦПК ВВС по политической части, а 11 января 1991 г. он становится командиром отряда, оставаясь в этой должности более семи лет.

В 1986-1988 гг. Александр Волков готовился к новому полету, но теперь на станцию “Мир” и уже в качестве командира экипажа. Он последовательно прошел подготовку сначала в резервном экипаже, затем в дублирующем и, наконец, в основном экипаже.

Второй полет Александр Александрович выполнил с 26 ноября 1988 по 27 апреля 1989 гг. в качестве командира корабля “Союз ТМ-7” и станции “Мир” по программе ЭО-4. Этот полет тоже оказался непростым. А.Волков стартовал вместе с С.Крикалевым и Ж.-Л.Кретьеном (Франция), и на начальном этапе полета космонавты выполняли французскую программу “Арагац”, в рамках которой Волков и Кретьен совершили выход в открытый космос. При этом Кретьен так сильно устал, что только с помощью Александра Волкова смог вернуться на станцию. Далее в программе полета ЭО-4 планировалось пристыковать к “Миру” новый модуль “Квант-2”, но из-за задержки с изготовлением его запуск был отложен. В результате, вместо того, чтобы принять модуль и сдать станцию следующей экспедиции, экипажу А.Волкова пришлось законсервировать “Мир” и вернуться на Землю.

В августе 1990 г. Александр Волков начал новую подготовку к полету на “Мир” вместе с А.Калери. Несмотря на занятость подготовкой, Александр Александрович находил и время, и силы для заочной учебы в Военно-политической академии имени В.И.Ленина, которую окончил с отличием в июне 1991 г.

С января по май 1991 г. А.Волков проходил подготовку в качестве командира дублирующего экипажа по программе ЭО-9/Juno на ОК “Мир” вместе с А.Калери и Т.Мейсом (Великобритания). В июне 1991 г. Волков приступил к подготовке в качестве командира основного экипажа по программе ЭО-10/Austromir вместе с А.Калери и австрийцем Ф.Фибеком. Однако подготовка была осложнена неожиданной договоренностью президента СССР Горбачева с президентом Казахстана Назарбаевым о полете на станцию “Мир” казахского космонавта. 10 июля 1991 г. решением Госкомиссии А.Калери был заменен Т.Аубакировым, и А.Волков остался без бортинженера. Т.Аубакиров готовился к полету всего 4 месяца и в экипаже занимал должность космонавта-исследователя, также как и Ф.Фибек.

В сентябре 1991 г. подготовка была завершена, и 2 октября на корабле “Союз ТМ-13” А.А.Волков в третий раз стартовал на орбиту. Он блестяще справился с поставленной перед ним задачей и успешно доставил на станцию двух пассажиров. До него без бортинженера летал только Владимир Ляхов в 1988 г., когда тоже срочно потребовалось организовать космический полет представителя братского в то время нам Афганистана. Уже на орбите Александр Волков обрел бортинженера Сергея Крикалева, который был оставлен на станции на второй срок. Вместе с ним А.Волков и выполнял программу ЭО-10 до 25 марта 1992 г.

После этого, в 1992-1994 гг. А.Волков готовился в составе группы космонавтов по программе командира корабля-спасателя. В любой момент он был готов срочно отправиться в полет для спасения экипажа “Мира” (к счастью, в таком полете Волкову участвовать не пришлось).

За три космических полета Александр Волков провел в космосе 391 сут 11 час 53 мин 16 сек, выполнил два выхода в открытый космос общей длительностью 10 час 12 мин. Уволен в запас по возрасту 20 августа 1998 г.

А.А.Волков - космонавт 1-го класса (1992), военный летчик 1-го класса (1982) и летчик-испытатель 2-го класса (1981). Награжден медалью “Золотая Звезда” Героя Советского Союза (1985), орденом Ленина (1985), орденом Октябрьской Революции (1989), французским орденом “Командор Почетного Легиона” (1989), орденом Дружбы народов (1992), орденом Орла 2-й степени (1992) и медалями.

Александр Александрович женат на Анне Николаевне, которая работает библиотекарем в Доме космонавтов Звездного городка. В их семье два сына: Сергей (1973 г.р.), который теперь будет продолжать дело отца - он зачислен в отряд космонавтов, и Дмитрий (1979 г.р.).

Источник: журнал "Новости космонавтики", №19-20/1998, стр.14-15

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНПОЛЕТ БУРАНАпереход к космодрому Байконурпереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайта
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru