7. Финансовый план

7.1 Потребный объем инвестиций

Потребный объем инвестиций определяется внутренней способностью проекта генерировать положительные финансовые потоки и временем, необходимым для выхода на режим самоокупаемости (самофинансирования) и получения дохода на вложенные инвестиции.

Для такого сложного инвестиционного проекта, каким является МАКС, эти факторы зависят как от внешних условий (в первую очередь конъюнктуры рынка), так и от выбранной стратегии реализации проекта внутри имеющихся альтернатив. Выбор оптимальной стратегии является внутренним фактором менеджмента и играет особую роль на начальных этапах реализации проекта, обуславливая эффективность используемых финансовых ресурсов и в конечном итоге определяя сроки возврата инвестиций.

Суммарный потребный объем инвестиций рассчитан исходя из следующих положений:
» в процессе опытного производства элементов МАКС происходит освоение необходимых технологий, приводящее к снижению суммарных затрат при серийном производстве; для учета этого фактора вводится ежегодный коэффициент снижения серийных затрат:
Таблица 7.1 Используемые коэффициенты
Коэффициенты 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Коэффициент снижения серийных затрат 1 0,978 0,97 0,973 0,8 0,9
Коэффициент снижения стоимости пуска 1 0,93 0,93 0,93 0,93 0,94
» максимальное количество запусков в период рабочей эксплуатации 30 пусков в год, этот темп набирается в течении 4-х лет с начала эксплуатации;
» стоимость пуска МАКС в текущих ценах:
- с орбитальным самолетом: $12,8-9,0 млн.
- с блоком выведения: $15,4-15,6 млн.
На основании указанных предпосылок при реализации производственного плана структура ежегодных финансовых затрат (потребных инвестиций) выглядит следующим образом:
» при пусках МАКС в составе самолета-носителя и второй ступени только с орбитальным самолетом:
Таблица 7.2 Структура потребных инвестиций при реализации МАКС с ОС в составе второй ступени

Структура (статьи) финансовых затрат, $ млн.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
   Стоимость опытно-конструкторских работ 23,101 198,306 358,496 423,615 504,908 494,530 50,184 51,699 29,420 19,977 7,861
          в т.ч. орбитальный самолет 2,240 19,229 34,762 41,076 48,959 47,953 4,867 25,545 14,255 12,358 6,216
          в т.ч. внешний топливный бак 0,736 6,318 11,422 13,497 16,087 15,756 1,599 3,142 1,863
          в т.ч. системы и остастка 10,234 87,849 158,813 187,661 223,673 219,075 22,234 11,781 6,265 4,363 1,645
          в т.ч. маршевый двигетель (РД-701) 7,094 60,901 110,096 130,095 155,060 151,873 15,409 9,425 6,256 3,256
          в т.ч. двигатели ДОМ и РСУ 2,797 24,009 43,403 51,287 61,129 59,872 6,075 1,806 0,782
     Испытания 4,224 36,260 65,551 77,458 92,323 90,425 9,177 10,368 11,685 6,236 3,216
     Наземный комплекс 3,069 26,344 47,624 56,275 67,074 65,695 6,668 7,532 3,595 3,216 1,566
     Подготовка экипажей / наземный контроль 1,606 13,790 24,929 29,458 35,111 34,389 3,490 3,943 5,934 6,000 6,000
     Стоимость опытного производства:
               самолет-носитель Ан-225 "Мрия" 40,300 39,700 38,200 37,400
               орбитальный самолет 22,700 21,900 37,300 33,200
               внешний топливный бак 12,600 10,100 9,700 9,450 9,300
     Суммарные затраты на НИОКР 32,001 274,700 549,500 659,306 769,215 769,198 112,019 73,542 50,633 35,518 18,642
     Стоимость серийного производства:
               самолет-носитель Ан-225 "Мрия" 69,200 67,124 65,312
               орбитальный самолет 23,400 22,885 22,199 21,599
               внешний топливный бак 2,790 2,729 2,647 2,575 2,060 1,854
     Стоимость серийного производства программы 28,980 131,342 173,421 194,492 61,807 55,626
     Стоимость одного запуска системы 12,800 11,904 11,071 10,296 9,575 9,001
     Годовые расходы на проведение пусков 25,600 71,424 166,061 257,394 287,252 270,017
     Постоянные (смешанные) издержки 2,300 9,800 14,600 18,270 23,560 29,760 31,500 33,800 42,300 48,900 55,400
Общие производственно-эксплуатационные издержки 34,301 284,500 564,100 677,576 792,775 853,529 346,285 446,824 544,820 433,478 399,686
     Суммарные издержки нарастающим итогом 34,301 318,801 882,901 1560,477 2353,252 3206,781 3553,066 3999,890 4544,710 4978,187 5377,873
потребный объем инвестиций в проект до начала самофинансирования проекта $3,553.066 млн.
» при чередовании пусков МАКС с различным составом вторых ступеней: с орбитальным самолетом и разгонным блоком:

Таблица 7.3 Структура потребных инвестиций при реализации МАКС со смешанным составом второй ступени

Структура (статьи) финансовых затрат, $ млн.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
   Стоимость опытно-конструкторских работ 23,101 198,306 358,496 423,615 504,908 494,530 50,184 51,699 29,420 19,977 7,861
          в т.ч. орбитальный самолет 2,240 19,229 34,762 41,076 48,959 47,953 4,867 25,545 14,255 12,358 6,216
          в т.ч. внешний топливный бак 0,736 6,318 11,422 13,497 16,087 15,756 1,599 3,142 1,863
          в т.ч. системы и остастка 10,234 87,849 158,813 187,661 223,673 219,075 22,234 11,781 6,265 4,363 1,645
          в т.ч. маршевый двигетель (РД-701) 7,094 60,901 110,096 130,095 155,060 151,873 15,409 9,425 6,256 3,256
          в т.ч. двигатели ДОМ и РСУ 2,797 24,009 43,403 51,287 61,129 59,872 6,075 1,806 0,782
     Испытания 4,224 36,260 65,551 77,458 92,323 90,425 9,177 10,368 11,685 6,326 3,216
     Наземный комплекс 3,069 26,344 47,624 56,275 67,074 65,695 6,668 7,532 3,595 3,216 1,566
     Подготовка экипажей / наземный контроль 1,606 13,790 24,929 29,458 35,111 34,389 3,490 3,943 5,934 6,000 6,000
     Стоимость опытного производства:
               самолет-носитель Ан-225 "Мрия" 40,300 39,700 38,200 37,400
               орбитальный самолет 22,700 21,900 37,300 33,200
               разгонный блок 6,325 5,782
               внешний топливный бак 12,600 10,100 9,700 9,450 9,300
     Суммарные затраты на НИОКР 32,001 274,700 549,500 665,631 774,997 769,189 112,019 73,542 50,633 35,518 18,642
     Стоимость серийного производства:
               самолет-носитель Ан-225 "Мрия" 69,200 67,124 65,312
               орбитальный самолет 23,400 22,885 22,199 21,599
               разгонный блок 4,924 4,816 4,671 4,545 3,636 3,272
               внешний топливный бак 2,790 2,729 2,647 2,575 2,060 1,854
    Стоимость серийного производства программы 28,980 131,342 173,421 194,492 61,807 55,626
     Стоимость одного запуска МАКС-Т 17,724 16,720 15,742 14,841 13,211 12,273
     Стоимость одного запуска МАКС-ОС 12,800 11,904 11,071 10,296 9,575 9,001
     Годовые расходы на проведение пусков 30,524 85,871 203,430 321,025 345,429 322,376
     Смешанные (постоянные внутри года) издержки 2,300 9,800 14,600 18,270 23,560 29,760 31,500 33,800 42,300 48,900 55,400
Общие производственно-эксплуатационные издержки 34,301 284,500 564,100 683,901 798,557 858,453 360,732 484,194 608,451 491,655 452,045
     Суммарные издержки нарастающим итогом 34,301 318,801 882,901 1566,802 2365,359 3223,812 3584,544 4068,738 4677,188 5168,843 5620,888
потребный объем инвестиций в проект до начала самофинансирования проекта $3,584.544 млн.

7.2 Сценарии реализации проекта

Учитывая масштабность и долгосрочность предлагаемого инвестиционного проекта и допуская возможность различного сочетания внутренних и внешних факторов, считаем целесообразным рассмотрение нескольких вероятных сценариев реализации проекта:
» пессимистичного, характеризуемого маловероятной, крайне неблагоприятной комбинацией внутренних и внешних факторов (вероятность реализации проекта по пессимистическому сценарию оценивается не более 10%); для повышения устойчивости анализа ряд внутренних факторов проекта сознательно "загрублен" в худшую сторону;
Основной целью рассмотрения пессимистичного сценария является анализ финансового состояния проекта при самом неблагоприятном варианте его реализации.
Расчет показателей структуры финансовых затрат производился исходя из следующих предпосылок:
- полностью отсутствует технологический и производственный задел (стоимостью $1...1,5 млрд.); сознательный неучет существующего материального задела существенно увеличивает потребный объем финансирования, однако все расчеты в этом случае выполняются с запасом, равным величине задела. Считаем, что это допущение полностью нивелирует сегодняшнее состояние авиакосмической отрасли России и Украины, нарушение производственных связей внутри кооперации, потерю доли производственных мощностей в связи с распадом СССР и увеличение сроков выполнения различных этапов НИОКР;
- за основу при первых шести годах коммерческой эксплуатации проекта (2006-2011г.г.) принимаются запуски только пилотируемой модификации МАКС (ОС-П) как менее прибыльной при большей удельной стоимости запуска - стоимость пуска МАКС в текущих ценах с орбитальным самолетом: $12,8-9,0 млн.:

Таблица 7.4 Сравнение экономической эффективности вариантов МАКС

Вторая ступень

Масса ПН, кг Стоимость пуска, $ млн. Удельная стоимость, $/кг Рыночная стоимость запуска, $ млн. Выручка от запуска, $ млн.
   ОС-П 8300 9,0 1084,34 60 51,0
   ОС-Б 9500 8,4 884,21 60 51,6
   МАКС-Т 18000 15,5 861,11 130 114,5
возможность запуска более эффективных беспилотных (грузовых) версий МАКС с первых лет эксплуатации не учитывается с целью снижения критичности получаемых результатов рентабельности, сроков окупаемости и показателей экономической эффективности.
- производственным планом сценария предусматривается изготовление только следующих элементов МАКС: самолетов-носителей, внешних топливных баков и орбитальных самолетов
расчеты по пессимистичному варианту на сайте не представлены - для получения полного экземпляра финансового плана свяжитесь с web-мастером по e-mail: buran@buran.ru; результаты расчетов приведены в заключении.
» оптимального, рационального с точки зрения скорейшего выхода на самоокупаемость и возврата инвестиций;
Оптимальный сценарий отличается от пессимистичного опережающей разработкой грузовой модификации МАКС-Т и началом отработки обеих модификаций: пилотируемой и грузовой.
Эффективность сценария достигается одновременной эксплуатацией (коммерческим использованием) двух модификаций с паритетным количеством ежегодных запусков, что приводит к полуторному увеличению получаемой выручки:
Таблица 7.14 Динамика временных потоков валовой выручки, $ млн.
  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
   Выручка:                      
        от продажи элементов МАКС             595,000 790,000 242,400 117,800 80,400
        от пусков МАКС-Т             390,000 1040,000 1820,000 2080,000 2080,000
        от пусков МАКС с ОС             180,000 420,000 660,000 840,000 840,000
   Общая валовая выручка             1165,000 2250,000 2722,400 3037,800 3000,400
   Общая выручка нарастающим итогом             1165,000 3415,000 6137,400 9175,200 12175,600
За счет некоторого увеличения производственной программы и затрат на проведение запусков общий потребный объем инвестиций в оптимальном сценарии больше, чем в пессимистичном ($3,584.544 млн. против $3,553.066 млн.).
Структура затрат на проведение одного запуска выглядит следующим образом (при расчетах учитывается только себестоимость отдельного запуска без учета суммарных накопленных затрат при реализации всего проекта):
стоимость запуска с применением разгонного блока в составе второй ступени в период полномасштабного коммерческого использования МАКС (2009 год):
Таблица 7.15 Структура затрат одного пуска (справа - рисунок 7.4)
Составляющие затраты Сумма, $ млн. Доля
Управление и обучение 0,774 5,86%
Запчасти и комплектующие 1,308 9,90%
Подготовка и обслуживание 2,575 19,49%
Топливо 0,339 2,57%
Внешний топливный бак 1,854 14,03%
Страховка 2,725 20,63%
Разгонный блок 3,636 27,52%

ИТОГО:

13,211 100,00%

Структура затрат одного пуска МАКС-Т

стоимость запуска с применением орбитального самолета в составе второй ступени в период полномасштабного коммерческого использования МАКС (2010 год):
Таблица 7.16 Структура затрат одного пуска (справа - рисунок 7.5)
Составляющие затраты Сумма, $ млн. Доля
Управление и обучение 0,774 8,60%
Запчасти и комплектующие 1,308 14,53%
Подготовка и обслуживание 2,575 28,61%
Топливо 0,339 3,77%
Внешний топливный бак 1,854 20,60%
Страховка 2,150 23,89%

ИТОГО:

9,000 100,00%

Структура затрат одного пуска с ОС

Далее в п.7.2.2.1 в качестве возможных альтернатив внешнего финансирования проекта рассматривается долговое (привлечение банковских кредитов-ссуд) финансирование (в п.7.2.2.1) и акционирование (в п.7.2.2.2).
» оптимистичного, дополняющего оптимальный сценарий благоприятной инвестиционно-экономической ситуацией в России и позволяющий использовать имеющийся научно-технический и производственный задел проекта в полной мере (вероятность сценария оценивается в 25%).
Оптимистичный сценарий реализации проекта представляет собой оптимальный сценарий, реализуемый при благоприятном стечении внешних обстоятельств:
благоприятный инвестиционно-экономический климат в России, позволяющий организовать эффективное взаимодействие среди предприятий кооперации проекта (подрядчиков и субподрядчиков), приводящее к снижению стоимости и сроков разработки проекта;
возможности полного использования существующего производственно-технологического и конструкторского заделов, и в частности, интеграцию в проект построенных образцов самолета-носителя Ан-225 "Мрия" и технологических макетов орбитального самолета и внешнего топливного бака;
широкой международной кооперацией с возможностью привлечения зарубежных разработчиков в области электроники, бортовой авионики, навигации, задействования высокоэффективных производственных мощностей.
Производственный план оптимистичного сценария отличается сокращенными на 1 год сроками работ и меньшим объемом НИОКР и опытного производства, в частности, испытательные полеты планируется начать на 5-ый год с начала реализации проекта, первый эксплуатационный (коммерческий) полет - в начале 6-го (2005 г.) года.
расчеты по пессимистичному варианту на сайте не представлены - для получения полного экземпляра финансового плана свяжитесь с web-мастером по e-mail: buran@buran.ru; результаты расчетов приведены в заключении.

7.2.2.1 Кредитование за счет долгосрочных кредитов
(рационального варианта)

Исходные предпосылки для расчетов:
» заемные средства привлекаются в рамках общей долгосрочной кредитной линии, ежегодно в размере инвестиционных квот, равных годовым потребностям в инвестициях (таблица 7.3, строка "Общие производственно-эксплуатационные издержки");
» ежегодная квота привлекается в проект 1 января каждого календарного года;
» процентная ставка по долгосрочному кредиту постоянна для всего времени пользования кредитной линией и равна 9% годовых (что примерно соответствует ставке Libor + 4% по долгосрочным кредитам - более 5 лет);
Таблица 7.17 Временная структура номинальной банковской ставки
Коэффициенты 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Ставка дисконтирования, % 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9
Номинальная кредитная банковская ставка, % 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9
» сложные проценты за пользования кредитом начисляются ежегодно 31 декабря очередного года;
» ежегодная дата очередного погашения кредита (и процентов) - 31 декабря;
» погашение кредита и накопленных сложных процентов начинается с началом эксплуатационных полетов МАКС (появления выручки) - на 7-ой год с начала реализации проекта;
» порядок возврата средств: на погашение кредита и накопленных процентов ежегодно направляется сумма, оставшееся после резервирования средств для удовлетворения всех потребных объемов финансирования проекта в следующем году, причем сначала погашается часть кредита и проценты по ней, взятые в начале текущего финансового года, в случае остатка свободных средств гасится задолженность (с процентами) по предыдущему году и так до полного погашения:
- в конце 7-го года (2006 г.) гасится полностью транш этого года с процентами, резервируется потребная сумма под затраты 8-го года, и остатком гасится часть транша 6-го года;
- в конце 8-го года (2007 г.) резервируется потребная сумма под затраты 9-го года, и остатком средств гасятся остаток транша 6-го года и часть транша 5-го года реализации проекта;
- в конце 9-го года (2008 г.) резервируется потребная сумма под затраты 10-го года, и остатком средств гасятся остаток транша 5-го года, весть транш 4-го года и часть транша 3-го года реализации проекта;
» прибыль в структуре выручки определяется после полного погашения кредита.

Резервирование средств под расходы следующего года позволяет избежать дальнейшего увеличения общей кредитной массы с момента начала поступления выручки.

Все результаты по расчетам стоимости обслуживания кредитной линии и возврата основных сумм долга сведены в таблицы:

Таблица 7.18 Структура привлечения кредита, $ млн.
Структура привлечения кредита, $ млн. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
   Размер годового транша 34,301 284,500 564,100 683,901 798,557 858,453 360,732
   Кредитные средства в обороте нарастающим итогом 34,301 318,801 882,901 1566,802 2365,359 3223,812 3584,544
Таблица 7.19 Кумулятивная стоимость траншей с учетом сложных процентов, $ млн.
Кумулятивная стоимость траншей, $ млн. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Сумма к погашению за транш, взятый в начале 1-го года 37,388 40,753 44,420 48,418 52,776 57,526 62,703 68,346 74,497 81,202
Сумма к погашению за транш, взятый в начале 2-го года 310,105 338,014 368,436 401,595 437,739 477,135 520,077 566,884 617,904
Сумма к погашению за транш, взятый в начале 3-го года 614,869 670,207 730,526 796,273 867,938 946,052 1031,197 280,001
Сумма к погашению за транш, взятый в начале 4-го года 745,452 812,543 885,672 965,382 1052,266 1146,970
Сумма к погашению за транш, взятый в начале 5-го года 870,427 948,766 1034,154 1127,228 309,460
Сумма к погашению за транш, взятый в начале 6-го года 935,714 1019,928 798,229
Сумма к погашению за транш, взятый в начале 7-го года 393,198

Итого за год

37,388 350,858 997,304 1832,513 2867,866 4061,688 4820,438 4512,199 3129,008 979,106
Таблица 7.20 Стоимость обслуживания кредита, $ млн.
Стоимость обслуживания кредита, $ млн. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
   Выплаты по кредиту 680,806 1641,549 2230,745 979,106
   Выплаты по кредиту нарастающим итогом 608,806 2322,355 4553,101 5532,207

Расчеты показывают, что на 10-ом году реализации проекта выручка полностью перекрывает все текущие операционные издержки текущего и следующего (11-го) года с учетом всех оставшихся платежей по кредиту, т.е. начиная со второго квартала (11 полета) 2009 года (57 полета с начала коммерческой эксплуатации) проект начинает приносить чистую прибыль. Таким образом, срок окупаемости вложенных в проект средств равен 10 годам.

Структура общей валовой выручки запуска после самоокупаемости МАКС выглядит следующим образом (в $ млн.):

Таблица 7.21 МАКС с орбитальным самолетом:

Таблица 7.22 МАКС с разгонным блоком (МАКС-Т):

Статья

Сумма %
  Себестоимость пуска 9,000 15,00
  Постоянные издержки 2,493 4,16
  Амортизационные начисления 12,456 20,76
  Налоги 7,210 12,02
  Перспективные НИОКР 1,169 1,95
  Создание финансовых резервов 0,000 0,00
  Реинвестирование прибыли 1,854 3,09
  Чистый доход 25,817 43,03

ИТОГО:

60,000 100,00

Статья

Сумма %
  Себестоимость пуска 12,273 9,44
  Постоянные издержки 4,737 3,64
  Амортизационные начисления 9,195 7,07
  Налоги 20,759 15,97
  Перспективные НИОКР 2,539 1,95
  Создание финансовых резервов 3,272 2,52
  Реинвестирование прибыли 5,127 3,94
  Чистый доход 72,098 55,46

ИТОГО:

130,000 100,00

Структура общей валовой выручки МАКС с ОС

Структура общей валовой выручки при запуске МАКС-Т

Рис. 7.6 МАКС с орбитальным самолетом Рис.7.7 МАКС с разгонным блоком

- ставка налога на прибыль 20%;
- ежегодная норма амортизационных отчислений - 10%;
- финансовые резервы создаются для гарантированного финансового обеспечения производственной программы будущего года.

В случае соотнесения всех накопленных затрат к величине полезной нагрузки при очередном запуске динамика изменения удельной стоимости выведения 1 кг полезного груза на низкую орбиту ИСЗ выглядит следующим образом:

Рис. 7.8 Изменение удельной стоимости выведения по годам эксплуатации, $/кг

Очевидно, что в случае кредитного финансирования проекта заявленная величина важнейшего показателя экономической эффективности МАКС - удельной стоимости выведения 1 кг полезного груза на низкую орбиту ИСЗ ($1000-1500) достигается на 10 год с начала реализации проекта (на 5 году коммерческого использования) в 56 эксплуатационном пуске, что на целый год раньше по сравнению с пессимистичным сценарием. Однако что не менее важно, уже в 50-ом пуске основной показатель экономической эффективности МАКС - стоимость вывода 1 кг полезной нагрузки становится самым низким из всех ожидаемых на рынке - ниже $2000 за килограмм.

7.2.2.2 Привлечение акционерного капитала

Механизм финансирования проекта за счет привлечения акционерного капитала позволяет существенно снизить нагрузку на проект за счет исключения процентных платежей за пользование кредитными средствами - затрат на обслуживание кредита, составляющими более $1,9 млрд. в абсолютном выражении.

Рассмотрим сроки окупаемости проекта исходя из условий:
» весь потребный объем акционерного капитала (инвестиций) - $3584 млн. привлекается в соответствии с ежегодными потребностями в инвестициях согласно производственному плану (таблица 7.3);
» суммарная ставка налогов на прибыль 20%;
» ежегодная норма амортизационных отчислений - 10%
» чистая прибыль распределяется на резервные средства, покрывающие общие издержки следующего года (для обеспечения самофинансирования проекта) - реинвестируется в производственный процесс; оставшаяся часть чистой прибыли используется на потребление (и возвращается акционерам - владельцам капитала);
» расчеты проводятся без учета временной стоимости денег.

Результаты представлены в таблице 7.23:

Таблица 7.23
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
  Выручка от продажи элементов МАКС 595,000 790,000 242,400 117,800 80,400 80,400
  Выручка от пусков МАКС-Т 390,000 1040,000 1820,000 2080,000 2080,000 2080,000
  Выручка от пусков МАКС с ОС 180,000 420,000 660,000 840,000 840,000 840,000
  Общая валовая выручка от реализации 1165,000 2250,000 2722,400 3037,800 3000,400 3000,400
Постоянные (смешанные) ежегодные издержки 2,300 9,800 14,600 18,270 23,560 29,760 31,500 33,800 42,300 48,900 55,400 55,400
  Прочие издержки (НИОКР и т.п.) 32,001 274,700 549,500 665,631 774,997 780,445 226,642 231,221 230,285 84,114 61,996 53,840
  Общие издержки 34,301 284,500 564,100 683,901 798,557 858,453 360,732 484,194 608,451 491,655 452,045 443,890
  Олерационная прибыль -34,301 -284,500 -564,100 -683,901 -798,557 -858,453 804,268 1765,806 2113,949 2546,145 2548,355 2556,510
  Амортизационные отчисления 72,219 81,904 90,955 91,277 91,433 91,600
  Налог на прибыль 146,410 336,780 404,599 490,974 491,384 492,982
  Чистая прибыль (с амортизац. отчислениями) 657,858 1429,026 1709,350 2055,172 2056,971 2063,528
  Чистая прибыль нарастающим итогом 657,858 2086,884 3796,234 5851,406 7908,377 9971,905
Доля чистой прибыли для потребления/накопления 173,664 1304,769 1826,147 2094,781 2065,126 2063,528
Потребление/накопление нарастающим итогом 173,664 1478,433 3304,580 5399,361 7464,487 9528,015

Из расчетов следует, что объем полученной чистой прибыли превышает вложенные в проект финансовые средства на 9 году реализации МАКС (в конце 3-го года коммерческой эксплуатации проекта), однако с учетом обеспечения самофинансирования производственного цикла суммарный объем чистой прибыли перекрывает суммарный объем инвестиций только в конце первого квартала 10 года реализации проекта (на 4-ом году эксплуатационных полетов).

Согласно расчетам, с 13 года от начала реализации проекта объем доли чистой прибыли, остающийся после создания финансовых резервов следующего года, составляет ежегодно ~ $2063 млн.

Структура стоимости запуска МАКС будет соответствовать рассмотренной структуре при кредитовании за счет долгосрочных кредитов (см. табл. 7.21-7.22, рис.7.6-7.7).

7.3 Оценка экономической эффективности инвестиций (NPV, PI, IRR, PP, ARR)

Рассматриваемый проект создания и использования МАКС характеризуется большим сроком НИОКР, продолжительными испытаниями и многолетним периодом окупаемости. Требуемый объем инвестиций "поглощается" проектом на протяжении ряда лет неравными траншами с последующим поступлением выручки (прибыли) в течении многолетнего периода коммерческой эксплуатации.

В основе процесса принятия решений инвестором лежат оценка и сравнение объема предполагаемых (требуемых) инвестиций и будущих денежных поступлений. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевым вопросом является их сопоставимость.

Используя дисконтируемые будущие финансовые потоки, последовательно определим чистый приведенный эффект (NPV) проекта, рассчитаем индекс рентабельности инвестиций (PI) и норму рентабельности инвестиций (IRR), а также рассмотрим сроки окупаемости инвестиций и коэффициенты эффективности инвестиций (ARR).
Сами расчетные методики определения экономических показателей на сайте не представлены; для получения полного экземпляра финансового плана (Бизнес-плана) свяжитесь с web-мастером по e-mail: buran@buran.ru; результаты расчетов приведены в сводной таблице в заключении

Заключение

Предлагаемый бизнес-план (его полный текст) дает всестороннюю оценку инвестиционного проекта создания многоцелевой авиационно-космической системы. В соответствующих разделах детально рассмотрены все аспекты проекта, начиная от подробного маркетингового исследования внешней среды и коммерческих перспектив и заканчивая финансово-экономическим анализом различных вариантов реализации проекта.

В целом проект характеризуется, с одной стороны, многолетним трудоемким периодом НИОКР и производственно-испытательным циклом в рамках широкой кооперации подрядчиков, с другой - коротким периодом окупаемости с начала эксплуатационных полетов и высокоэффективной работой вложенных средств. Рассматривая проект с разных аспектов, включая финансовый анализ, прогнозы рынка, риски различного рода (включая технические, финансовые, политические, организационно-юридические) и т.п., можно сделать следующие выводы:
» слабыми сторонами инвестиционного проекта является дорогой и длительный период НИОКР и сложное экономическое положение России (в частности, принятая суммарная ставка налоговых отчислений в 20% серьезно затрудняет "российскую реализацию" проекта);
» к сильным сторонам проекта необходимо отнести высокий научно-технический опыт и авторитет разработчика проекта (НПО "Молния"); наличие больших научно-технического, конструкторско-технологического и материально-производственного заделов, свидетельствующих о детальной проработанности проекта и определяющих низких уровень технического риска; большой международный интерес к проекту и благоприятные перспективы динамично развивающегося рынка космических средств выведения.

Необходимо отметить, что названные суммарные сроки разработки и потребные объемы инвестиций характерны для аналогичных масштабных, высокотехнологичных и наукоемких проектов, а по экономическим показателям (в особенности по параметрам экономической эффективности инвестиций) и предлагаемым периодам окупаемости (см. таблицу ниже) проект МАКС превосходит все как зарубежные, так и отечественные конкурирующие проекты.

Сводная таблица основных показателей экономической эффективности инвестиций проекта МАКС для трех вариантов реализации проекта (пессимистичного, оптимального и оптимистического) и двух способов финансирования (через акционирование и банковские кредиты):
Параметр Пессимистичный вариант Рациональный вариант Оптимистичный вариант
кредиты акционир. кредиты акционир. кредиты акционир.
Вероятность наступления варианта 10% 65% 25%
Потребный объем инвестиций $3553,066 млн. $3584,544 млн. $3484,024 млн.
Первый испытательный полет 2005 г. 2005 г. 2004 г.
Первый эксплуатационный полет 2006 г. 2006 г. 2005 г.
Срок окупаемости:
без учета финансовых создания резервов - 2009 г. - 2008 г. - 2005 г.
с учетом создания финансовых резервов 2010 г. 2010 г. 2009 г. 2009 г. 2007 г. 2006 г.
по кумулятивным доходам - расходам (РР) 2008 г. 2008 г. 2007 г.
Ежегодная чистая прибыль ~ $1200 млн. ~ $2063 млн. ~ $2063 млн.
Показатели эффективности инвестиций:
NPV без финансовых резервов - $1560,344 млн. - $4383,552 млн. - $5391,948 млн.
NPV с финансовыми резервами - $1315,193 млн. - $4107,168 млн. - $5277,322 млн.
PI без финансовых резервов - 1,55 - 2,536 - 2,95
PI с финансовыми резервами - 1,46 - 2,44 - 2,91
IRR без финансовых резервов, % - 13,83% - 19,158% - 22,073
IRR с финансовыми резервами, % - 13,054% - 18,815% - 21,721%
ARR, % 56,7 96,75 99,15
Точка безубыточности, число пусков в г. 1,127 0,73 0,725

Анализ финансового плана показывает, что инвестиционный проект имеет дополнительные внутренние резервы: например, принятая норма амортизационных отчислений (10 %) может быть повышена путем использования лизинговых схем, что также благоприятно скажется и на снижении величины налоговых отчислений при рассмотрении акционерного механизма финансирования проекта.

Безусловно, при реализации такого масштабного экономического проекта, каким в конечном итоге является МАКС, возможны неэкономические мероприятия по привлечению инвестиций, в том числе присвоение программе статуса "национальной" с представлением определенных льгот инвесторам (акционерам).

Но и без каких-либо дополнительных мер, стимулирующих инвесторский интерес, объем предполагаемой ежегодной чистой прибыли, получаемой при эксплуатации МАКС, превосходит сегодняшие рамки космонавтики и ставит МАКС в один ряд с самыми высокорентабельными перспективными проектами.


На сайте представлены выдержки из бизнес-плана и основные результаты.
 Желающим получить полный текст документа
необходимо скачать архив, нажав на кнопку справа:

Скачать архив bp_MAKS_v2000.rar с документами


возврат на homepageпереход к ОК БУРАНПОЛЕТ БУРАНАЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИпереход к беспилотным КА БОРпереход к программе СПИРАЛЬпереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайтапереход к web-мастерупереход к Space Shuttle
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
Copyright©Вадим Лукашевич 2000