Независимая Газета
1 апреля 2000 года

Двойник "Бурана" совершил полет восемь лет назад
История отечественной космической программы до сих пор полна белых пятен

В преддверии нынешнего дня космонавтики наши ракетчики не перестают удивлять - как делами сегодняшними, так и новыми сенсациями из дня вчерашнего. Оказывается, далеко не все белые пятна и темные места советской космонавтики были раскрыты перед обществом на протяжении последних лет.

Известно, что отечественный собрат американского "Спейс Шаттла" - воздушно-космический самолет "Буран", создавая который советский военно-промышленный комплекс совершил научно-технический подвиг сродни строительству египетских пирамид, побывал в своем первом и последнем двухвитковом полете и совершил триумфальную автоматическую посадку 15 ноября 1988 г. И - все. До сих пор считалось, что с тех пор "советский шаттл" встал на "мертвый якорь", и самым дальним его путешествием стало недавнее плавание летной ступени на выставку в Австралию. Ан нет, оказывается!

Как явствует из информации, размещенной в середине марта на официальном веб-сайте программы "Буран" (http://www.buran.ru),   после трех недель напряженных предстартовых испытаний на левом стартовом сооружении комплекса "Энергия-Буран" на космодроме Байконур, 4 февраля 1992 года навстречу орбитальному комплексу "Мир" отправился младший брат орбитального корабля "Буран" - ОК "Байкал". Интересно, что впервые имя "Байкал" было нанесено на первый летный корабль, который в ноябре 1988-го и совершил первый космический полет под именем "Буран". Все дело в том, что в слове "Байкал" ... на одну букву больше, и при написании его вместо "Буран" последняя буква попадала в зону высоких температур при спуске в атмосфере и попросту выгорала. Однако по результатам первого испытательного полета "Бурана" удалось экспериментально уточнить реальные зоны выгорания лакового покрытия и стало ясно, что можно использовать первоначальное наименование. Причем для последующих кораблей были также зарезервированы шестибуквенные названия "Ураган" и "Тайфун".

Старт Байкала 02.04.1992

"Байкал" оторвался от стартового комплекса в 13.24 московского времени. Ему предстояло совершить автоматическую стыковку со станцией "Мир", и если все проходило гладко, навстречу орбитальному кораблю должны были отправиться Геннадий Манаков и Александр Полищук на борту специально оборудованного "Союза" - для отработки стыковки и спасательных операций на борту терпящего бедствие "челнока".

К сожалению, повторить успех четырехлетней давности не удалось.  Примерно через сорок секунд полета один за другим отключились два двигателя первой ступени (блока "А"). Гибель второй "птицы" казалась неминуемой, но уникальная автоматика московского НПО АП сработала и на этот раз. Орбитальный корабль смог отделиться от падающей ракеты, выполнил маневр в атмосфере, воспользовавшись собственными двигателями, и через 22 минуты после старта благополучно совершил посадку на полосу байконуровского аэродрома "Юбилейный". По отзывам специалистов, если бы в январе 1986 г. аналогичный маневр смог бы проделать американский "Челленджер", семь астронавтов остались бы в живых.

Головокружительный маневр "Байкала" не смог спасти грандиозную космическую программу, судьба которой решилась практически одновременно с судьбой Советского Союза. Ни о каких запусках речи больше не было, а через несколько лет программа была закрыта официально.

Нынешний сюжет вокруг неизвестных страниц нашей истории оказался не менее занимательным, чем перипетии девятилетней давности. Страница, посвященная полету "Байкала", готовилась веб-мастерами НПО "Молния" в строжайшей тайне; вероятно, руководство до последнего момента колебалось - стоит ли ворошить старое. Но 13 марта на спрятанную внутри сервера buran.ru страничку случайно наткнулся известный австрийский "следопыт" и аналитик Марк Вэйд. После немедленного появления в англоязычном Интернете сенсационных новостей о "Секретном полете второго "Бурана"", руководители на самом верху, спохватившись, срочно приняли меры, страничка "Байкала" была срочно удалена и заменена подборкой безобидной информации. Решено было считать, что Марку Вэйду все почудилось - в силу недостаточного пока владения русским языком. Но "Байкал" оказался тем шилом, утаить которое в спецхранах оказалось невозможным.

Вадим Лукашевич
Дмитрий Пайсон


Смотри также "Полет Байкала"


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к полету ОК Байкалпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru