Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта

Главная страница сайта

Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Главная > Магазин > книга "Мы - первые!"

 

Книга "Мы - первые!" - рассказ о том, как мы стали первыми в космосе,

и о том, насколько малы были наши шансы ими стать...

 

- Аннотация;
- Рассказ Игоря Афанасьева: "Почему и как появилась книга "Мы - первые!";

- Условия приобретения и адреса пунктов продажи
 

Ранним апрельским утром 1961 года миллионы людей по всему миру просыпались, завтракали и спешили на работу. Лишь высшее политическое и военное руководство СССР и некоторые инженеры-ракетчики знали, что в этот день должно произойти событие, которое разделит историю человечества на время "до и после полета Юрия Гагарина".

Те, кто готовил исторический полет, по опыту запуска Первого искусственного Спутника догадывались, что старт станет не только выдающимся научно-техническим достижением, но и событием всемирного политического значения. И ошеломляющий эффект был достигнут!

За бурными обсуждениями, восторгами публики и огорчениями политиков техническая сторона первого пилотируемого космического полета ушла в тень. Космическую гонку вели политики, но участвовали в ней ученые и инженеры, рабочие и космонавты. Гагаринский триумф ковался в конструкторских бюро, в цехах заводов, и на военных полигонах. И одним из его героев стал первый в мире пилотируемый космический корабль "Восток".

Почему в дуэли проектов, отражавших противостояние двух мировых сверхдержав, победила наша страна, навечно стяжав лавры первопроходца Вселенной? Ответу на этот вопрос и посвящена данная книга, представляющая собой развернутую историю создания первых пилотируемых космических кораблей - советского "Востока и американского "Меркурия".

Когда в повестку дня встала задача создания корабля, возникло множество вопросов:

- каков должен быть его облик?

- исходя из каких предпосылок его проектировать?

- каким должен быть первый полет?

На эти и сотни других вопросов отвечали ученые и инженеры, которым предстояло спроектировать и построить, запустить и успешно вернуть на Землю "Восток" и "Меркурий".

Обо всем этом рассказывает, впервые отвечая на многие вопросы, затрагивая новые аспекты, останавливаясь на неизвестных деталях и приводя ранее скрытые за грифами секретности факты, книга "Мы - первые!"

Книга не случайно вышла из печати в канун 50-летия первого полета человека в космос - именно описываемые в книге космические корабли впервые позволили землянам взглянуть на свою планету со стороны. При всем многообразии информации о первых днях пилотируемой космонавтики книга восполняет остававшиеся пробелы, рассказывая о тех событиях полувековой давности с точки зрения инженеров и конструкторов. И что немаловажно - простым, понятным и лаконичным языком, делающим книгу доступной и интересной широкому кругу читателей, в первую очередь - молодежи.

Повествование строится на противопоставлении первых проектов полета человека в космос - советского корабля "Восток" и американского "Меркурий". Читатель погружается в захватывающую историю космической гонки, полноценными героями которой стали не только космонавты, политики, инженеры и ученые, но и первые космические корабли, без которых не было бы и прорыва человека в космос. Получился гармоничный и очень интересный портрет главных действующих лиц космической гонки на технологическом фоне.

 

Почему и как появилась книга - рассказ Игоря Афанасьева

Вот как о книге рассказывает один из авторов, Игорь Афанасьев: "Лично меня к началу работ подтолкнул фотоархив журнала Life, выложенный в интернете. Здесь было множество классных фоток про космос, никогда прежде не публиковавшихся, в основном, американских, но встречались и наши. Снимки периода с конца 1950-х и до середины 1980-х. Заинтересовали фото американских астронавтов самого первого набора. Репортажи о тренировках, и встречи с прессой, официальные презентации и съемки до и после полетов, постановочные кадры и просто бытовые сценки. Почти всегда рядом с астронавтами - инженеры и ученые, политики и военные, причастные к созданию и эксплуатации ракетно-космической техники.

Рассматривая снимки, я внимательно вглядывался в лица. Из полувековой дали на меня смотрели, в сущности, самые обычные люди. Однако с нынешней молодежью и даже представителями моего поколения они были несравнимы. Дело не в одежде, прическах или интерьере, в котором проводились съемки - всё было другим, не таким, как сейчас... И тут пробила мысль: более старшее поколение я легко мог отождествить... со своим дедом (простым пехотинцем прошел Великую отечественную, а потом всю жизнь учил детей в сельской школе), а более молодое - с отцом (с начала 1960-х работал на Горьковском автозаводе, а потом строил и запускал КамАЗ). Конечно, американцы резко отличались от русских - и это понятно. Но удивительнее всего были ярко выраженные общие черты, отражающие характер эпохи: трудолюбие и упорство, граничащее с упрямством, целеустремленность и смелость, граничащие с безрассудством... И, самое главное - в глазах светилась любовь к жизни, как сейчас говорят, "полнота и целостность мировосприятия"!
Отсюда и появилась идея рассказать о людях, которые участвовали в первой космической гонке. Об обстоятельствах, в которых они работали. О том, какой ценой давалась победа. О технике, которая эту победу обеспечивала. О власти и ее отношении к работе на победу. При этом, однако, предполагалось абстрагироваться от пафоса и лозунгов, присущих этой самой космической гонке. Хотелось взглянуть на битву с высоты нынешних дней, и написать объективно, но не сухо. Был выбран достаточно простой и понятный язык - с минимумом сокращений и сложных речевых оборотов. Одновременно хотелось избежать излишнего упрощения при описании сложных технических явлений и проблем, которые решали создатели космической техники полвека назад. (Сейчас приходится признать, что не удалось полностью уйти от терминологии ракетно-космической технике и эпохи начала космической эры. Хотя, в общем-то, мы такую задачу и не ставили...)
Итак, идея книги о самых первых днях пилотируемой космонавтики родилась в результате накопления и анализа доступной информации. Можно было браться за ее воплощение. Сразу скажу - издание виделось не как модный сейчас фотоальбом, но как интегральный продукт, в котором иллюстрации также важны, как и тексты.
К глубокому сожалению использовать архив Life в качестве некоего визуального каркаса книги было нельзя, хотя и очень хотелось. Невозможно по многим причинам: серии снимков имели ярко выраженный авторских характер, и сами по себе представляли некие мини-зарисовки. Они могли потеснить наш замысел, потянуть за собой текст, заставить его идти в кильватере съемок, как это бывает очень часто. А просто растащить их на отдельные иллюстрации казалось невозможным - вопрос авторских прав у хранителей архива стоял на первом месте и на данном этапе нами был явно нерешаем...
Поэтому для иллюстрации американской части книги использовались огромные, практически бездонные залежи исторических фотодокументов NASA. Честь и хвала служащим исторического отдела Агентства: их руками снимки были бережно оцифрованы, логично и просто каталогизированы и... выложены в сети для всеобщего и бесплатного пользования! Кстати, выяснилось, что даже эти документы - лишь малая толика мгновенных слепков эпохи, которые в свое время сделали фотографы NASA... До того, как стали доступны сканеры и цифровые фотоаппараты, большинство карточек постепенно пришли в негодность или просто растворились в бездонных водах реки Хронос...
С отечественными фотодокументами оказалось гораздо - на порядок! - сложнее... Конечно, в стране есть замечательные и даже где-то выдающиеся архивы и хранилища документации. Их имеют и предприятия, которые участвовали в грандиозном космическом проекте. Но... Реальный доступ к архивам если и открылся, то совсем недавно, а поиск необходимых иллюстраций крайне затрудняла запутанная система каталогизации. Да и потом, в преддверии пятидесятилетнего юбилея первого полета человека в космос участники тех далеких событий (и хранители традиций... и документации) сами хотели выпустить исторические книги! Зачем же у них отбивать хлеб?
В ход пошли снимки из личных коллекций любителей и собирателей, журналистов и фотодокументалистов, а то и простых граждан, оказавшихся свидетелями исторических событий. В подавляющем большинстве фотографии носили случайных характер, имели плохое качество (что делать! неумолимое время и неважная фототехника... не каждый фотограф даже сейчас может назвать себя профессионалом) с трудом относились даже к бытовым (по сюжету) и плохо привязывались в датам и действующим лицам. Фотокарточки извлекались из семейных альбомов, вытаскивались из настенных рамок и даже... из бумажников и кошельков, где хранились как драгоценные реликвии. Что становится со снимком после 50 лет такого хранения, думаю, понятно... Вот с таким материалом приходилось работать.
Важнейшей задачей стало восстановление качества снимков. Это делалось даже в ущерб модному ныне отношению к дефектам съемки и хранения как к "свидетельству эпохи". Современная техника электронной ретуши творит чудеса! Изображения засияли новым светом, на них проступили незаметные ранее детали.
Связующим звеном между фотографиями и текстами стала графика, специально заказанная для книги. Не будем сейчас обсуждать ее достоинства и недостатки, хотя, с моей точки зрения, рисунки просто великолепны!
Вернемся к текстам. Книга строилась как яркий рассказ, структурированный на антитезе проектов советского "Востока" и американского "Меркурия". Предполагалось глубоко погрузить читателя в захватывающую историю космической гонки. Полноценными героями повествования стали не только космонавты, политики, инженеры и ученые, но и первые космические корабли, без которых прорыв в космос был невозможен. Хотелось сделать гармоничный и интересный портрет главных действующих лиц космической гонки на технологическом фоне.
На выходе мы хотели получить популярное издание, предназначенное, в первую очередь, для молодежи. Для этого пришлось поменяться местами с читателями, чтобы хотя бы в душе стать моложе и вспомнить, что тревожило умы четверть века назад?
В дни нашей молодости засекреченный советский космос вызывал "нездоровую" (с точки зрения режимных органов) заинтересованность, подогретую реальными успехами первых лет космической эры. Это не был интерес отдельных специалистов, любителей или фанатиков - о космосе думало практически всё поколение - от детсадовских сорванцов до выходящих в самостоятельную жизнь молодых специалистов!
Парадоксально, но когда с началом "перестройки и гласности" покровы секретности упали, от этого интереса мало что осталось. А жаль! Ведь история первых космических лет по накалу страстей круче любого детектива. Здесь нашлось место и шпионажу, и борьбе личных амбиций, и, конечно, подвигу ученых, инженеров, рабочих и космонавтов.
Сегодня словосочетание "космическая гонка" не более чем избитый термин. Но в начале 1960-х это был вовсе не пустой звук. Все делалось в бешеном темпе. Проектирование первой межконтинентальной ракеты началось через несколько лет после войны - постановление о создании Р-7 в начале 1953 года подписал еще Иосиф Сталин. И всего через четыре с небольших года после этого запустили Первый спутник! И еще через четыре года в космос полетел Юрий Гагарин. Задумаемся: после великой Победы прошло всего через 16 лет!
Для сравнения, возьмем временнУю линейку и посмотрим, что было 16 лет назад от нынешнего момента: в середине 1990-х началась очередная модернизация корабля "Союз" и стартовал проект ракеты "Ангара", не завершенный, к слову, до сих пор...
Но советским инженерам и рабочим пришлось соревноваться не только со временем. У них был сильнейший соперник - американцы. Они тоже работали быстро и очень качественно, делая свой "Меркурий". Кроме историков и специалистов мало кто знает, что и СССР, и США шли к первому полету в космос практически плечом к плечу. Иногда отставание или опережение исчислялось всего лишь днями.
В ту далекую эпоху уходит своими корнями миф о том, что американцы отставали от русских в области ракетных технологий. Это неправда. Западные технологии ракетостроения во многом превосходили советские. Однако нам повезло с ракетой Р-7: в силу разных причин - и случайных и закономерных - она оказалась мощнее американских аналогов. И это позволило советским инженерам проще и быстрее решить некоторые проблемы разработки космического корабля. Но, как говорил А.В.Суворов: "Раз повезло, два повезло! Помилуй Бог, надобно и умение!". У наших отцов и дедов это умение было, и именно благодаря ему мы стали первыми!
Два первых космических корабля - советский и американский - внешне были совершенно не похожи, хотя и несли в основе своей одинаковый замысел - отправить в космос человека как можно быстрее и желательно безопаснее. О причинах их сходства и различия можно будет узнать в книге. Мы хотели показать дух соперничества и темп космической гонки. И если у читателя проснется или окрепнет интерес к космонавтике, значит, мы свою работу выполнили".


Для получения более полного представления о книге (качестве ее оформления и стиле изложения авторов) мы предлагаем вам несколько произвольно выбранных (кликабельных) разворотов:

 

 


Условия приобретения и адреса пунктов продажи


                                      
в России:
          за наличный расчет (для физ. лиц):
- для москвичей и гостей столицы (самовывоз, оплата на месте):

1.  В издательстве "ЛенТа странствий" (эксклюзивная цена издательства - 700 рублей/экз.) по адресу: Москва, Миусская площадь, дом 6, корпус 3, этаж 9, офис 919 (обращаться в рабочие дни, с 9:00 до 19:00);
 тел
/факс (499) 250-68-94, e-mail info@lentatravel.ru

 

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта ((http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.