Г.Е.Лозино-Лозинский

"Крыло решило задачу освоения человеком воздушного океана, крыло также поможет расширить изучение и освоение космоса."

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский - Генеральный конструктор НПО "Молния", академик Российской инженерной академии

отрывок из книги "Авиационно-космические системы"

Освоение космического пространства играет все возрастающую роль в жизни экономически развитых стран мира. Общее развитие космической деятельности вынуждает эти страны начать разработку многоразовых транспортных космических  систем (МТКС) на базе использования крылатых космических аппаратов.

В нашей стране с середины 60-х годов в ОКБ А.И.Микояна проводилась разработка авиационно-космической транспортной системы "Спираль" с гиперзвуковым самолетом-разгонщиком, способным достигать скорости полета, соответствующей числу Маха ~ 6. Второй ступенью системы "Спираль" был пилотируемый многоразовый орбитальный самолет, для выхода которого на орбиту искусственного спутника Земли предусматривался отделяемый ракетный ускоритель. Пилотируемый аналог орбитального самолета "Спираль" успешно выполнил серию испытательных полетов, включая полеты после сброса с бомбардировщика Ту-95. В дальнейшем в работах, проводимых в нашей стране и за рубежом, в большей или меньшей степени использовались технические решения, заложенные в проекте "Спираль".

ОК СПИРАЛЬ

С начала 70-х годов в США начались работы по созданию МТКС "Спейс Шаттл". В нашей стране создание подобной МТКС "Энергия"-"Буран" было развернуто после Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР в феврале 1976 года, а проектные исследования по этой системе начались еще в 1975 году в Научно-производственном объединении "Энергия" под руководством академика В.П.Глушко.
НПО "Энергия" Министерства общего машиностроения (МОМ) было головной организацией по проекту "Энергия"-"Буран" в целом, а на Министерство авиационной промышленности (МАП) возлагалась задача создания планера орбитального корабля (ОК) многоразового применения. Для выполнения этой задачи по инициативе министра авиационной промышленности П.В.Дементьева на базе трех КБ было образовано специализированное предприятие - Научно-производственное объединение "Молния", ставшее головным по разработке планера ОК "Буран". В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод.
Для обеспечения использования в новой разработке имеющегося научно-технического задела приказом министра авиационной промышленности в НПО "Молния" были переведены из ОКБ А.И.Микояна и ОКБ "Радуга" основные специалисты, ранее работавшие по проекту "Спираль".
На первом этапе существования НПО "Молния" следовало превратить разрозненные по своим задачам конструкторские бюро в единый коллектив с максимальным использованием опыта каждого КБ. Одновременно создавалась кооперация предприятий для выполнения отдельных работ по этой новой для отечественной авиационной промышленности теме. Координация работ по планеру "Бурана" осуществлялась Главным техническим управлением (А.Г.Братухин) и специально созданным 12-м Главным управлением (Р.С.Король) МАП.

Схема организации работ
Схема организации работ по планеру "Бурана" в укрупненном виде

Для обеспечения согласованной и эффективной работы обширной кооперации регулярно проводились мероприятия по контролю выполнения всей программы и отдельных ее частей. Каждый квартал проводились заседания коллегии МАП и Военно-промышленной комиссии (ВПК). Еженедельно первый заместитель министра авиационной промышленности (сначала И.С.Силаев, затем А.С.Сысцов и А.Н.Геращенко) проводил совещания в НПО "Молния". Основное научно-инженерное руководство осуществлялось Советом Главных конструкторов, который собирался один раз в месяц под руководством Генерального конструктора системы "Энергия"-"Буран" академика В.П.Глушко. Важность заседаний Совета трудно переоценить, так как на них осуществлялась увязка работ по двум сложнейшим объектам - ракете-носителю и многоразовому орбитальному кораблю. На завершающем этапе работ заместитель Генерального конструктора НПО "Энергия" Ю.П.Семенов успешно продолжил работу по руководству Советом Главных конструкторов, обеспечив тщательную отработку всех частей системы на комплексном стенде НПО "Энергия", а также подготовку к первому орбитальному полету на космодроме Байконур.
Параллельно с решением первоочередных организационных вопросов с первых дней жизни НПО "Молния" была начата разработка аванпроекта орбитального корабля, на основе которого был составлен полный перечень всех основных проблем, определены основные смежники и подготовлены для них технические задания и единая база исходных данных. Результаты работы этого этапа легли в основу всех организационных решений ВПК и соответствующих приказов министерств, участвующих в проекте. Хотелось бы отметить большую роль руководителя ВПК Л.В.Смирнова - он вникал во все детали работ, уделяя особое внимание вопросам надежности и безопасности, принимал меры для того, чтобы избежать чрезмерных затрат на программу.
Решения ВПК обеспечили привлечение предприятий ряда отраслей промышленности. Особенно важной была организация широкого фронта работ по капитальному строительству для создания практически новых производственных мощностей и уникальной лабораторно-стендовой базы. Был построен аэродром высшего класса в Байконуре с длиной взлетно-посадочной полосы (ВПП) ~ 5 км и расширен аэродром в Летно-исследовательском институте в г. Жуковский.
Одновременно с созданием производственных мощностей и лабораторно-стендовой базы в ряде НИИ и КБ по техническим заданиям НПО "Молния" проводилась разработка новых конструкционных и теплозащитных материалов, технологических процессов, создавались математическое и программное обеспечение, методы безбумажного проектирования, диагностики и неразрушающего контроля. Отработка аэродинамической компоновки орбитального корабля потребовала проведения большого объема испытаний в аэродинамических трубах. Для обеспечения этих испытаний в НПО "Молния" был создан модельный цех, оперативно изготовлявший большое количество моделей.
Уже в самом начале существования НПО стало ясно, что без мощной вычислительной базы с поставленной задачей не справиться. Оснащению предприятия современными вычислительными средствами уделялось большое внимание в течение всего периода работ по программе "Буран". Успех программы определила прежде всего реализация последовательной отработки орбитального корабля и его систем, включая этапы математического моделирования на ЭВМ, полунатурного стендового моделирования, исследований на летающих моделях и лабораториях, полноразмерном аналоге "Бурана" и, наконец, испытаний на комплексном натурном стенде НПО "Энергия".

Большой объем работ по программе создания "Бурана" выполнен на Экспериментальном машиностроительном заводе (ЭМЗ) им. В.М.Мясищева, где разрабатывались кабина и система жизнеобеспечения орбитального корабля. На летно-исследовательской базе ЭМЗ отрабатывалась автоматическая посадка. На этом же предприятии был создан самолет ВМТ, с помощью которого на внешней подвеске на Байконур доставлялись блоки ракеты-носителя "Энергия" и орбитальный корабль "Буран".

переход на транспортировку Бурана

Комплектование состава летчиков для "Бурана" (в перспективе - летчиков-космонавтов) также было совершенно новым направлением. Экипаж такого сложного летательного аппарата должен обладать огромным объемом научно-инженерных знаний, хорошо ориентироваться в работе разнообразных бортовых систем "Бурана", который на орбите совершает полет как искусственный спутник Земли, выполняя при этом большое многообразие задач, а на участке возвращения на Землю совершает планирующий спуск с изменением скорости в широком диапазоне и завершает полет горизонтальной бездвигательной посадкой на ВПП. Задачи отработки автоматической посадки на аналоге "Бурана" и обучения летчиков тесно переплетались. Летчики выполнили большую серию испытательных полетов на пилотажно-динамическом стенде (ПДСТ), полноразмерном стенде оборудования (ПРСО), летающих лабораториях на базе Ту-154 и, наконец, на аналоге орбитального корабля "Буран", оснащенном турбореактивными двигателями. Руководитель группы летчиков заслуженный летчик-испытатель И.П.Волк прошел тренировку и в полете на орбитальной станции "Мир". Участие летного состава в отработке системы автоматического управления было крайне необходимым и важным для обеспечения эксплуатационной пригодности корабля.

Этапы создания ОК Буран
Наиболее важные этапы создания "Бурана"

Успешный первый полет "Бурана" 15 ноября 1988 года подвел итог напряженной работы. Несмотря на сложные погодные условия в районе Байконура, где в день полета скорость ветра достигала 25 м/с, точность выполненной впервые в мире автоматической посадки орбитального корабля была очень высокой: отклонение точки посадки от расчетной вдоль оси ВПП составило 15 м, а в боковом направлении - 5,8 м. Таким образом, была подтверждена правильность принятых конструкторских решений, достоверность результатов теоретических и экспериментальных исследований, инженерных и методических разработок.
Успех программы "Буран" в целом определился высоким творческим энтузиазмом всех участников работ. Ключевую роль сыграло участие многочисленных коллективов предприятий-соразработчиков и научно-исследовательских институтов, в частности ЦАГИ, ЛИИ, ВИАМ, НИАТ, НПО "Техномаш", ТМЗ, ЭМЗ и многих других.

Результаты работ по орбитальному кораблю "Буран" нельзя оценивать только вкладом непосредственно в развитие космонавтики. Многие разработки, в частности новые материалы, технологические процессы, методы и средства неразрушающего контроля, методы компьютерного проектирования, элементы бортового и наземного оборудования, находят применение в других отраслях экономики. Созданные испытательная база и производственные мощности, подготовленные высококвалифицированные научно-технические кадры также представляют собой весомый итог проделанной работы, определяющий потенциал нашей аэрокосмической индустрии, который может найти применение и в других отраслях. Хотелось бы отметить правильную, с моей точки зрения, мысль, высказанную вдохновителем работ по системе "Энергия"-"Буран" членом Политбюро ЦК КПСС Д.Ф.Устиновым, что работы по этой программе ценны не созданием конкретной системы выведения, а прежде всего тем, что они закладывают основы дальнейшего прогресса отечественной космонавтики.
Напряженная и успешная работа над "Бураном" не сняла вопрос о необходимости более эффективного, а следовательно, и более перспективного решения проблемы создания многоразовой системы выведения. Результаты работ по теме "Спираль", а также появление крупнейшего в мире грузового самолета Ан-225 "Мрия" по существу определили генеральную линию создания многоразовых авиационно-космических систем выведения. Благодаря преимуществам подвижного воздушного старта такие системы обеспечивают возможность решения чрезвычайно широкого круга задач. Поэтому система на базе дозвукового самолета-носителя Ан-225, проект которой разработан в НПО "Молния", получила название - Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС). Учитывая, что в последние годы в передовых аэрокосмических странах мира прорабатывается широкий спектр различных концепций МТКС, в НПО "Молния" был проведен сравнительный технико-экономический анализ большого многообразия схем перспективных систем выведения, различающихся типом старта и двигательной установки, числом ступеней и степенью многоразовости. Результаты этого анализа показывают, что в ближайшей перспективе наиболее экономически целесообразны системы, оптимально сочетающие преимущества как ракетно-космической, так и авиационной техники. В ходе проведенных исследований были определены следующие важнейшие критерии для сравнительной оценки вариантов перспективных МТКС:

  1. Высокая оперативность, определяемая не только временем предполетной подготовки, но и временем от запуска до стыковки с орбитальным объектом, например со станциями "Мир" или "Альфа".
  2. Возможность запуска непосредственно в плоскость орбит низких наклонений, что очень важно для России и стран с похожим географическим положением.
  3. Высокая экологичность, т.е. обеспечение экологической чистоты продуктов сгорания, отсутствие полей отчуждения на суше и одноразовых элементов, засоряющих околоземное космическое пространство.
  4. Низкая (в 5...10 раз ниже по сравнению с существующими системами) стоимость выведения 1 кг полезной нагрузки на рабочие орбиты.
  5. Возможность выполнения большого круга задач в широком диапазоне высот и наклонений орбиты.
  6. Возможность возвращения на Землю спутников и других орбитальных объектов.

Система МАКС может иметь хорошие перспективы развития в будущем в результате создания сверхтяжелого самолета-носителя "Геракл" схемы триплан, что позволит практически удвоить массу полезной нагрузки и улучшить эксплуатационные характеристики. Несмотря на то, что в случае использования "Геракла" в качестве самолета-носителя масса полезного груза полностью многоразового варианта МАКС возрастает до 8 тонн (для орбиты с высотой 200 км и наклонением 51°), вариант системы со сбрасываемым баком по-прежнему будет иметь преимущества в большом числе задач, благодаря более низкой доле массы конструкции в общей выведенной массе орбитальной ступени.
Дальнейшее развитие космонавтики непосредственно связано с созданием высокоэффективных, экономически целесообразных и экологически безопасных многоразовых космических транспортных систем. Сейчас с большой долей уверенности можно сказать, что XXI век будет веком бурного освоения космического пространства в интересах всего человечества и крылатые системы выведения станут основным средством обеспечения грузопотока по маршруту "Земля-Орбита-Земля".


Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайта

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru