Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта

Главная страница сайта

Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Главная > Все корабли > Буран > Библиография

 

 

Chelyabinsk.rfn.ru (г.Челябинск)
23 марта 2011 года

 

На Миасском машзаводе вытачивали детали для "Бурана"

 

"11К25". Изделия с таким кодом в 1983 году делали рабочие на Миасском машзаводе и даже не подозревали, что вытачивают винты, поршни и крепеж для знаменитого "Бурана". Заказ был засекречен настолько, что после его выполнения с предприятия даже вывезли все бракованные образцы. Однако два из них рабочим все же удалось сохранить.

Они удивленно вертят в руках два титановых поршня. Оказывается, сами сотрудники, которые выточили их 18 лет назад, даже не предполагали, что образцы изделия сохранились. До этого заказа на машзаводе никогда не работали с титаном, потому многое приходилось изучать на практике. Когда поршни были готовы, их стали обрабатывать высокими температурами. "Начали термообработку делать - кромка подгорела, - вспоминает токарь-расточник Николай Медведев. - Заменили, сделали другие, термообработку сделали заранее".

 

Николай Медведев сегодня вытачивает детали на том самом станке, на котором работал в 1983 году. Кроме поршней, приходилось вырезать винты, гайки и крепеж. Сохранившиеся изделия - небольшие, самым крупным было титановое кольцо в полметра диаметром.

О том, что работа идет на "Буран", на заводе не знали. Описание техзадания к каждому изделию начиналось кодовым обозначением "11К25", а дальше шел номер изделия. Информации о том, для чего оно предназначено, на страницах не найти.

 

Чтобы выполнить важный заказ в срок, завод перешел на работу в три смены. При этом засекречено все было настолько, что удивительно, каким чудом два эти поршня сохранились. Заместитель начальника цеха миасского машзавода Радик Нигматуллин рассказывает: "Бракованные детали у нас хранились в одном месте. По завершению этой темы была дана команда упаковать, повесить бирочки и отправить. Куда, я не знаю".

 

Павел Ломов работать на "Буран" начал еще раньше остальных. В 1982 году его отправили в командировку в Куйбышев (нынешнюю Самару), где корабль собирали полностью. За несколько месяцев туда оказалось стянуто лучшее оборудование и рабочие со всей страны. Павел Ломов, старший мастер, отмечает: "Не давали стоять не пяти, не десяти минут. Только станок остановился, тут же люди подбегают, ремонтируют, все делают".

Павел уже тогда видел макет "Бурана" - он стоял в одном из куйбышевских цехов. А вот остальные о том, что работали на самый большой космический корабль двадцатого столетия, узнали только после его запуска. Без человека, на одной автоматике он смог взлететь, выполнить программу и приземлиться. И все время в атмосфере и космосе "Буран" держал крепеж Миасского машзавода.

Ксения Черникова, Константин Дедков

 

Примечание web-мастера: Статья содержит одну принципиальную ошибку, основанную на "искаженных" воспоминаниях ветеранов завода. Судя по всему, речь идет не об орбитальном корабле "Буран" (индекс 11Ф35, собирался на московском Тушинском машиностроительном заводе), а о ракете-носителе "Энергия" (индекс 11К25, чья вторая ступень - блок Ц - действительно собиралась в Куйбышеве). Поэтому никто в принципе не мог видеть орбитальный корабль на Куйбышевском заводе "Прогресс".

 

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.